Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

Согласно полевым материалам Л.П. Потапова, основатель рода мундус ро ­ дился от девушки рода кыпчак [1969, с. 38]. В публикуемом предании, как и в его переводах, опубликованных Г.Н. Потаниным [1883, с. 3—4] и В.И. Вербиц­ ким [1893, с. 163—164], не указано, из какого рода была девушка. В предании утверждается кровное родство между кыпчаками, мундусами и тёлёсами. 1 — ...jамгыр jаган... (...град пошёл....') — диал., лит. jа км ы р jааган. 1 — ...два зёрныш ка пшеницы ... (...эки кос пудай...) — букв, «два глазка пшеницы». 2 — ...подошёл срок... (...ай-кÿнÿ jеткенде...) — букв, «подошли месяц- день». — Взявший лиш него верблюда пусть будет тёлёсом! (Т ö ö н ÿ к артыгын а лган т ööлöс полгы н!) — слово «верблюд» (тööлöс) сохраняется такж е в родовом прозвище тёлёсов. Кроме этого, про тёлёсов бытует поговорка: «Бла­ годаря верблюду выживший тёлёс», при этом припоминают, что некогда был мор или война, тёлёсы чуть не вымерли, но выжили благодаря тому, что ели м ясо верблюда. 3 — Оторвавший барану рог пусть будет кочкор-мундусом ! (Кочкор м ÿ ÿ зÿ н кодоро т арт кан кочкор-м ундус по лзы н!) — кочкор — «баран»; мун- дусы не считались кровными братьями (карындаш ) тёлёсов, однако мундусы и тёлёсы всегда подчеркивали своё родство, очевидно, по матери. — ...мундусом, от деливш им ся от ледяной горошинки, п лем я н н и ком Мус- каана (...мус пы р ч а кт а к jары лган М ус-к аанны к jеен и м ундус ползын...) — М ус-каан — букв. «Град -каан*, от м ус — «градинка, лёд»; подчёркивается происхождение мундусов. Л.П. Потапов отмечал, что «сеок (род. — Н. О.) Мун­ дус, распространённый особенно у телеутов, известен такж е в качестве одного из родо-племенных подразделений современных киргизов. Алтайская легенда о происхождении сеока Мундус подтверждается киргизским этнографическим м а­ териалом, так как у киргизов имеется подразделение Коткар-Мундуз» [1969, с. 3 8 -3 9 ]. — ...тёчюн (...тöчÿн...) — от монг. дючин, что означает автономную ад­ министративную единицу. В алтайском языке это ж е значение имеет слово оток. Аю чин, или оток, представляет собой податную единицу в 100 дворов [Екеев, 2002, с. 121]. В а р и а н т ы 1. П р о и с х ож д е н и е с е о к а М ундусов и Т еол ессо в . — Опубл.: [Вербицкий, 1893, с. 163—164]. — Текст, опубл. на русском языке. — Вар. подобран Н.Р. Ойноткиновой. «После войны въ одномъ местечке осталась живою одна только девица. Она после сильнаго дождя нашла льдинку (мус) и два пшеничныхъ зёрнышка, ле- ж ацця вместе, которыя подняла и съела. Сделавшись отъ того беременною, девица вышла изъ своего уединённаго места, нашла человеческое общество и тамъ родила двухъ близнецовъ мужскаго пола, названныхъ Мундус, вышла по- томъ замужъ, и у нея родился ещё сынъ. Эти три брата возмужали и стали

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2