Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

и причина возникновения той или иной исторической ситуации, ос­ новные действующие в них лица, далее следует развитие действия. В преданиях отсутствуют конкретные даты, чрезвычайно обшир­ на историческая ономастика и топонимика, что позволяет приблизи­ тельно восстановить то время, когда происходило то или иное собы­ тие. Например, встречаются такие старинные названия: Эдил — на­ звание реки Волга, Тьайык — река Яик, Тебет — Тибет, Кыдат — Китай, Дьаш-Тура — Бийск, Том-Тура — Томск, Эрчиш — Иртыш и др. Предания такж е насыщены военной лексикой, например, тер­ минами, обозначающими военное снаряжение и вооружение: уч тек- пелÿ темир jаа — «железный лук с тремя подставками», темир jаа — «железный лук», 'улд'у — «сабля», кöö -куйак — «угольно-чёр­ ный панцирь или кольчуга». Встречается военная лексика, заимство­ ванная из русского и монгольского языков: начальник, генерал, ко ­ мандир, солдат, победа; контайчи / х унт айч и / конодой — «верхов­ ный хан, правитель»; дючин (алт. оток) — «податное население, состоящее примерно из 100 дворов под управлением зайсан и деми- чи — сборщика подати». * * * Несказочная проза алтайцев — кеп-куучындар — разнообразна по сюжетно-тематическому составу. Она познавательна, поскольку её художественно-идейной основой послужили народные знания, связан­ ные с историей, культурой, религией и мифологией. Произведения несказочной прозы условно распадаются на два типа: мифологическую и историческую. Переплетение мифологического вымысла и истори­ ческой конкретики в их содержании свидетельствует об их синкре­ тизме, а такж е о существовании единого (неделимого) историко-ми­ фологического нарратива, охватывающего события от древности до современности. Наличие вариантов текстов в фольклоре родственных тюрко-мон- гольских народов Сибири является подтверждением того, что суще­ ствовал древний исконный пласт произведений. Христианские и буд­ дийские сюжеты и мотивы, присутствующие в мифологической и исторической прозе алтайцев, свидетельствуют о заимствовании и влиянии других повествовательных традиций. И.Р. Ойноткинова, Е.Е. Ямаева

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2