Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

дети, родившиеся от того мальчика, стали алматами. От алмы са произошедший алмат. Так рассказывала моя мать». Мать рассказчицы была из рода алмат. 2. П о я в л е н и е а л м а т о в (А л м а т т а р д ы н т а б ы л г а н ы ). — Зап. К.Е. Укачина в 1972 г. в с. Боочы Онгудайского р-на РА от Д. Бужулдаевой (Ойон), 90 лет, из рода кёгёль-майман. — Архив И А РА, ФМ № 261, л. 84—85. — Вар. подобран и пер. Е.Е. Ямаевой. Красивая женщина в лесу вылечивает ногу охотнику Кёбёку и живёт с ним. Узнав, что возвращается его друг Тёлёс, она покидает Кёбёка, оставив ему сына. От этого ребёнка впоследствии произошли алматы. 3. О р о д а х а л м а т , к ё б ё к , т ё л ё с (А лм ат, к öбö к , тööлöс сööк тöр к е р е - г и н д е ). — Зап. Т.М. Садалова в 1986 г. в с. Апшуяхта Шебалинского р-на РА от К.Г. Аргоковой, 1917 г.р., из рода суу-тонгжан. Доп. сведения об инфор­ мантке: образование 7 кл. — Архив ИА РА, МНЭ № 38, л. 47—50; ATM 104 (11.394-1). — Вар. подобран и пер. Е.Е. Ямаевой. Два брата отправились на охоту. Младшему брату встретилась красивая девушка, которая дала еду его старшему брату, чтобы тот мог отправиться домой. Младший брат стал жить с девушкой, у них родились три сына: Алма- дак, Кёбёгёш, Тёлёзёк. Через некоторое время жена сказала, чтобы муж отпра­ вился к родным, а она поедет на свою родину. Муж два раза возвращался с дороги, не в силах расстаться с женой, на третий раз возвратившись, увидел, что она превратилась в бабочку и полетела на запад. Младший брат вернулся домой, к родным. От его детей берут начало роды алмат, кёбёк, тёлёс. 4. И з р о д а а л м а с о в (А лм ас у к ту л ар ). — Зап. И.Б. Шинжин в 1987 г. в с. Экинур Усть-Канского р-на РА от Э.Т. Тадыкиной, 74 лет, из рода тодош. — Архив ИА РА, ФМ № 399, л. 26. — Вар. подобран и пер. Е.Е. Ямаевой. «Про алматов, тёрбётов, тёлёсов люди говорят, что они произошли (ук ) от алмасов, говорят, братья алмаса. Да, вот от тех самых алмасов, которые по­ едают людей. Алматы, тёрбёты, тёлёсы — это младшие братья алмасов». 5. О р о д е а л м а т (А лм ат сööк к е р е г и н д е ). — Зап. Н.Р. Ойноткинова в 1990 г. в с. Малая Иня Онгудайского р-на РА от Б.Ч. Яимова, 1930 г.р., из рода сойон. — Архив сектора фольклора ИФЛ СО РАН, ед. хр. 10.002, л. 11. — Вар. подобран и пер. Н.Р. Ойноткиновой. В лесу жили старики, имеющие скот. Чтобы сварить чеген, они отправили своего сына за дровами. В лесу он встретил красивую девушку. Захотел он жениться на ней. Женился. У них родился сын. Каждый вечер жена куда-то уходила. Однажды муж заметил: когда жена разжигает огонь, её ногти сверка­ ют красным светом. К тому же она приносила человеческие руки и ноги и ела их. Мужчина решил бежать от алмы ски. Он, взяв своего сына, ночью сбежал к своим родителям. Ж ена -алмы ска погналась за ними. Они прятались от неё под скалами. Его сын, родившийся от алмы ски, стал принадлежать к роду алмат, и от него пошли алматы. 118. Тööлöс, м ундус, к о ч к о р -м у н д у с (Т ё л ёс , м ундус, к о ч к о р -м у н - дус). — Пер. И.Б. Шинжина. — Опубл.: [Радлов, 1866, с. 183—184]. — Текст зап. на телеутском диалекте.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2