Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)
В е р с и я Р ан ьш е зд есь, о к а зы в а е т с я , ж и л и т у в и н ц ы (О со м ы н д а т у в а улус jу р т а г а н б о л ты р ). — Зап. К.В. Яданова 22 июля 2006 г. в с. Курай Кош-Агач- ского р-на РА от К.С. Сопо, 1940 г.р., из рода дьабак. — Расш. и пер. К.В. Яда- новой. — Архив ИА РА, ФМ № 513, л. 13. — Опубл.: [Яданова, 2006, с. 118]. — Вар. подобран К.В. Ядановой. «Говорят, курай — тувинское слово. Раньше здесь, оказывается, жили ту винцы. Жили тувинцы... Это место, где выпадает очень много снега и сейчас. Снегу [бывает] очень много. Потом, когда пал их скот, говорят, тувинцы, пла ча, рассердившись, прокляли: “Пусть будет кокум ай Курай! Место, где не дер жат... где невозможно держать скот”, — и уехали». 117. А л м ы с т аҥ б ÿ т к е н б а л а (Р е б ё н о к , р о д и вш и й с я о т а лмы са). — Зап. К.В. Яданова 30 сентября 2004 г. в с. Бельтир Кош-Агачского р-на РА от К.К. Дугашевой, 1921 г.р. — Расш. и пер. К.В. Ядановой. — Опубл.: [Яданова, 2006, с. 105-110]. В основе предания лежит мифологический мотив о сожительстве охотника с оборотнем -алмы ской. 1 — ...кара-алмат и сары -алмат ... {...кара-алмат л а сары -алмат ...) — букв, «чёрный алмат и жёлтый алмат». Поскольку алматы произошли от а л мыса — злого духа, которого люди представляли чёрным или рыжим , эти представления сохранились в эпитетах названий родов. 2 — ...одинокая я... {...jабыс мен...) — букв, «низкая я». 3 — ...у эт ой женщины... {...кишинек...) — букв, «у этого человека». — Это м о ё дело... (Мен байым билерим ...) — букв, «я сама знаю». 4 — ...внизу переночевав... {...алтында конкалып...) — рассказчица не уточнила, внизу чего персонаж находился. В предложении много повторов, син таксически оно не выстроено. 6 — ...ты бы ла из рода кара-алмат ... {...сеник сö ö ги к ка р а -а лм ат болгон болсо...) — здесь имеется в виду мать ребёнка, алмыска. — «Я же а лм ы ск а !» — {«Мен алмы с не!») — исполнительница происходит из рода алмат. В е р с и и 1. Говорили, ч т о а л м а т п р о и зош е л о т а лмы са (А л м а т ты а л м ы с т аҥ ч ы к к а н т е д и н е). — Зап. К.В. Яданова 18 сентября 2005 г. в с. Ортолык Кош- Агачского р-на РА от А.С. Тахановой, 1954 г.р. — Архив ИА РА, ФМ № 513, л. 10—11, 19. — Расш. и пер. К.В. Ядановой. — Опубл.: [Яданова, 2006, с. 110— 111, 19]. — Вар. подобран К.В. Ядановой. «Говорили, что алмат произошёл от алмыса. Пошёл [один человек] на охоту, и когда лежал [там], сломав ногу, пришла очень красивая девушка и увела. Потом она только ночью уходила. Тот человек поправился, теперь видит: оказывается, ночью она становилась алмы сом , а днём становилась его женой. Потом тот человек пошёл на охоту. Потом, говорили, тот человек бежал сюда, обратно. У того человека был сын [от того алмыса], взяв сына, бежал. [Потом]
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2