Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)
изо рта женщины сетчатой стороной колотушки из маральего рога. Ж енщина приходит в себя. Алмыс, оказывается, проник в сетчатую колотушку, поэтому женщина пришла в себя. Колотушку выбрасывают, избавляются от алмыса. Ж енщина излечивается. 95. А л м ы с т а р ды ҥ э т к е н н е м е л е р и (В ещ и , с д е л а н н ы е алмысами). — Зап. Н.Р. Ойноткинова в 2008 г. в с. Улаган Улаганского р-на РА от Л.В. Танзае- ва, из рода тёлёс. Доп. сведения об информанте: образование начальное. — Пер. Н.Р. Ойноткиновой. — Архив сектора фольклора ИФЛ СО РАН, ед. хр. 13.030, № 139. — Публ. впервые. 1 — ...з веноводтоп... {...звеноводом...) — русизм. В а р и а н т И г р уш к и алмысов (А л м ы с т а р д ы н о й ы н д а р ы ). — Зап. Т.М. Садалова в 1985 г. в с. Балыктуюль Улаганского р-на РА от И.О. Баграчина, 69 лет, из рода кёбёк. Доп. сведения об информанте: образование 7 кл. — Архив ИА РА, ФМ № 387, л. 35—37. — Вар. подобран Е.Е. Ямаевой. Игрушки у а лмы сов самые разные. Есть игрушки у них, похожие на че ловека, с человеческой головой, есть игрушки из камней. Когда приносишь их домой, люди просят унести их обратно. Когда бросишь их в огонь, они разле таются с треском. Есть так называемый камень алмы са ( а лмы с таги). Алмы с- человек ( алмыс-киж и ), говорят, бывает с длинными рыжими волосами. А лм ы сы бывают женщинами и мужчинами. 96. А л м ы с ты jо г о л т к о н ы (К а к у н и ч т о ж и л и алмысов). — Зап. В.П. Ой- ношев в 1987 г. в с. Беш-Озёк Шебалинского р-на РА от П.Е. Ойношева. — Пер. Н.Р. Ойноткиновой. — Архив ИА РА, ФМ № 406. — Опубл.: [Алтай кеп-куу чындар, 1994, с. 95—97]. 1 — В то время, когда кам енную кни гу имели... (Таги бичикт ÿ ой туги- та...) — возможно, имеется в виду руническая письменность на кам нях (см. текст 66). 4 — Ш естиугольный чистый А лт а й ! ( А лты б у лу кд у ару А лт ай !) — здесь эпитет «шестиугольный» передаёт образный смысл «окружённый м но жеством гор»; числительное алты — «шесть» аллитерируется со словом Ал тай. 5 — ...золотые дугии... ( А лт ы н ты ныбы с..) — эпитет «золотой» здесь им еет значение «драгоценный». — Белую -свет лую жизнь... (Ак кубарлу jÿрÿм ...) — букв, «белую-бледную»; имеется в виду чистая, благая жизнь. 6 — В середину зем ли Тёрбёлдьика на четыре слоя я спуст ился, в Верх н и й м и р Юрбюлдъика на т ри слоя я поднялся (Т ö р б ö лjи кт и к т орт у й е тос jерге м ен тÿгитим , У р б ÿлjи кт и к ÿ ч ÿйеге ÿст и ги ороонго м ен чыктым ) — здесь названы слои земли и неба, куда, согласно ш аманским верованиям, мож ет попасть шаман.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2