Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

мень. После этого сильно заболел. Старик Сонуйка предвещал войну, которая придёт из России. Хозяйка воды отправилась вниз по реке на красном ковре. Старик Сонуйка предсказывал судьбу Балкана. 3. Д ух -хо зяин А л ты н -К ё л я (А л ты н -К öлдиҥ ээ зи ). — Зап. В.Ф. Чумакаев в с. Яйлю Турочакского р-на РА от А.К. Туймешева, 1889 г.р., из рода тёлёс (кёл-чагат). — Архив ИА РА, ФМ № 188, тетр. 7, л. 4. — Вар. подобран и пер. Е.Е. Ямаевой. Человек по имени Мекеш забыл покропить вином на озеро Алтын-Кёль, прежде чем переправляться на лодке через него. Когда он плыл на лодке, обернувшись, вдруг увидел человека в своей лодке. От испуга он размахнулся и ударил веслом того человека. Человек исчез. Одни говорят, что этот человек был дух-хозяин Алтын-Кёля, другие — что Мекеш был сильно пьян. 4. Б ы к и зем л и и в о ды (Jер д и н - л е сууньыг б у к а л а р ы ). — Зап. В.Е. Тос- тоев в 1955 г. в колхозе «Дьангы Дюрюм» Усть-Канского р-на РА от своей бабушки Кюлкей. — Архив И А РА, ФМ № 67, л. 3—4. — Вар. подобран и пер. Е.Е. Ямаевой. Один бык был чёрным, он принадлежал человеку. Другой бык был пёстрым, он жил в озере. Когда они боролись-бодались, победил бык воды. Хозяин быка пригласил шамана. Тот пошаманил и сказал: «Все родственники умрут». Дейст­ вительно, остались только хозяева — муж и жена. Скот и дети умерли. 74. С у у ны ҥ э э зи (Д у х -х о зя й к а р е к и ). — Зап. И.Б. Ш инжин в 1990 г. в с. Чолухой Беловского р-на Кемеровской обл. от Анисы Казаковны Калишевой, 1910 г.р., из рода меркит. Доп. сведения об информантке: неграмотная. — Расш. И.Б. Шинжина; Пер. Н.Р. Ойноткиновой. — Архив ИА РА, ФМ № 444, тетр. 4. — Текст зап. на телеутском диалекте. 75. П у с-та г (П у с -го р а ). — Опубл.: [Алтайский фольклор, 1995, с. 167]. — Текст зап. на чалканском диалекте. В а р и а н т Улуг-гора и С о д о н о к (У луг-таг л а С о д о н о к ). — Опубл.: [Алтайский фольклор, 1995, с. 168—169]. — Вар. подобран Н.Р. Ойноткиновой. — Текст зап. на чалканском диалекте. «Улуг-гора и Содонок-гора были мужем и женой, жили рядом. Н а Содоно- ке бывало много белок. Улуг-гора, сказав жене: “Твоя голова вшивая”, — схва­ тил её и бросил, она с правого берега Бии перелетела на левый берег. С тех пор Улуг-гора и Содонок живут врозь, но между собой обмениваются огнями (т.е. спят вместе как муж с женой)». 76. К е зи й -т а г (К е зи й -г о р а ). — Опубл.: [Алтайский фольклор, 1995, с. 168]. — Текст зап. на чалканском диалекте. Гора Кезий, по представлениям чалканцев, — младший сын горы Мустаг, расположенной к северу от Абаканского хребта. 77. А бы р ган л а Ч ы л к а й (А бы р ган и Ч ы л к а й ). — Зап. Н.А. Алексеев в 1984 г. — Пер. Ф. Сатлаева, уточнён Н.Р. Ойноткиновой. — Архив сектора фольк

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2