Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)
5 — ...с красными молодыми лиственницами... (...кызыл чет -тыттар- лу..!) — «красный» (цвет коры лиственницы) здесь означает «молодой, сочный». 8 — ...у горного животного... (...кыр малы..!) — имеется в виду горная коза. 9 — Ты м н е понра ви лся (Сеге м е н и н к ÿ ÿ н им jет кен ) — фразеологизм; букв, «к тебе моё желание дошло». — Мясо на кусочки разрезает , сушит (Этти тилер, кадырар) — для сушки и копчения мясо обычно разрезали на узенькие ленточки. Д р у г и е т е к с т ы о д у х а х - х о з я е в а х * * 1. Х о зяи н з е м л и (Jе р д и ҥ ээ зи ). — Зап. К.М. Макошева в 1970 г. в с. Ело Онгудайского р-на РА от Т.А. Чачиякова, 1923 г.р., из рода тёлёс. — Пер. Е.Е. Ямаевой. — Архив ИА РА, ФМ № 245, л. 17—18. — Вар. подобран Е.Е. Ямае вой. Знаменитому охотнику на охоте встретился хозяин земли, представ перед ним в облике человека в белой одежде, на белом коне. Он сказал ему, что надо охотиться в меру, а он охотился в жизни уже больше меры. После этого охот ник заметил, что на его ловушку звери не идут. С тех пор охотник перестал охотиться, стал кормиться, занимаясь земледелием. Хозяин земли сказал охотнику, что он является хозяином Аба-Суу Алтая, что он ездил в верховье Иртыша играть в карты с хозяином земли, там и выиграл разных зверей. 2. Х о зяи н А л т а я (А л т ай ды ҥ ээ зи ). — Зап. Т.М. Садалова в 1986 г. в с. Апшуяхта Шебалинского р-на РА от К.Г. Аргоковой, 1917 г.р., из рода суу- тонжан. Доп. сведения об информантке: образование 7 кл. — Пер. Е.Е. Ямае вой. — Архив ИА РА, МНЭ № 38, л. 46. — Вар. подобран Е.Е. Ямаевой. Хозяин Алтая спаивает одиноких путников. Он ездит на белом коне, одет в алтайскую одежду, им еет при себе тажур. Он встретился с парнем, предло жил покурить, выпить вина. Парень этот свалился пьяным, когда проснул ся — никого нет. Хозяин Алтая — мужчина. Но хозяином маленьких гор м ож ет быть и женщина. Хозяевами больших гор женщины бывают редко. 3. Х о зяи н А л т а я (А л т ай ды н ээ зи ). — Зап. И.Б. Ш инжин в 1987 г. в с. Экинур Усть-Канского р-на РА от Э.Т. Тадыкиной, из рода тодош. — Пер. Е.Е. Ямаевой. — Архив ИА РА, ФМ № 399, л. 13—14. — Вар. подобран Е.Е. Ямае вой. Хозяин Алтая — доброе существо, благословение его доходит до человека. Он может продлить жизнь человеку. Но тех, кто много грешит, он наказывает, ли шает жизни. В руки хозяина той земли, того Алтая, Нижнего мира, который называют Абы-Бырканом, попадают умершие, совершавшие грехи. Хорошие живые люди находятся в руках хозяина Верхнего Алтая, в руках всевышнего Быркана. 4. Т ы с п а н аш (Т ы с п а н аш ). — Самозапись Н.К. Ялатова, 1927 г.р., из рода майман, сделанная в 1968 г. в г. Горно-Алтайске. — Пер. Е.Е. Ямаевой. — Архив ИА РА, ФМ № 432, тетр. 1, л. 2—21. — Вар. подобран Е.Е. Ямаевой. * Здесь и далее в Примечаниях и комментариях под таким заголовком приводят ся тексты, в сюжетах которых имеются параллели с сюжетом основного публикуемого текста.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2