Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)
эмтир» — «Когда образовалась земля, ничего не было. Одни лишь камни были, оказывается» (бл. 1 текста 9); «Озо-озо, озо чакта jер тÿс болгон дежер» — «В раннем-раннем, раннем веке земля была ровной, говорят» (текст 26); «Jер ÿстинде агаш-таш бар öйдö, ол тушта чайык чыккан эмт ир » — «В то время, когда на земле де ревья-камни были, тогда потоп был, оказывается» (текст 32). В концовках даётся заключительная мысль, объясняющая, почему так устроен мир, жизнь человека, животных и пр. Так, в концовке легенды «Jердиҥ ле кижиниҥ бÿткени» («Сотворение земли и чело века») резюмируется, что у людей жизнь стала короткой после того, как они съели плоды с тех деревьев, с которых кудай Ульген запре тил есть: « Олордык кезиги кудайдык сöзин укпаган ты ндуларды к jÿр ÿм и де кьгска болуп барды, jакшы уккандары ны к jÿр ÿм и узак болуп барган эмтир. Улустык да jÿ р ÿм и анайып барган эмтир дежет. Эрлик ол бойынча jÿр ÿм и кыска у л у ст ы к тынын альт jÿре- тен эмтир» — «У некоторых из тех животных, которые не следо вали словам кудая, жизнь короткой становилась, жизнь хороших [животных], которые слушались [кудая\, стала долгой, оказывается. Да и жизнь людей, оказывается, такой ж е стала, говорят. Эрлик с тех пор у людей с короткой жизнью душу-пгмн забирает, оказывает ся» (бл. 16 текста 2). В концовке другой легенды говорится о сотворении можжевель ника, используемого в ритуальной практике буддистов: « Эмди ÿч - Курбустан ар-бÿткен jайады: мöш агашты, арчын агашты. Эмди Эрлик-аба мöшкö т ÿкей леп эткени чиби болуп калды, арчынга т ÿк ей леп эткени кырчын болуп калды» — «Теперь Юч-Курбустаны сотворили природу: кедр-деревья, можжевельник. То, что Эрлик -аба сотворил похожим на кедр, елью стало, то, что сотворил похожим на можжевельник, — кырчыном стало» (бл. 11 текста 3). Этиологическая направленность характерна для всех мифологиче ских повествований: они объясняют причину существования тех или иных предметов, явлений, мифических событий. В мифологических кеп-куучындар о животных говорится о возникновении их повадок или особенностей их внешнего вида, в легендах об астральных явле ниях — о том, как возникли те или иные созвездия или пятна на Луне, в топонимических преданиях объясняется происхождение гео графических объектов (гор и рек). Объяснение может присутствовать одновременно в зачине и конце рассказа, например: « Тарбаган озо баштап акчы болгон» — «Сурок прежде охотником был» (бл. 1 текста 44); « А н а к л а бери тарбаган дезе jер д и к алдында jадар бол-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2