Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

мулёва в 2009 г. в с. Улаган Улаганского р-на РА от К.Г. Ельдеповой, теленгитки, 1961 г.р. Доп. сведения об информантке: высшее образование (филологический факультет), работает в клубе с. Улаган; пишет стихи, повести, член Союза пи­ сателей. — Расш., пер. Н.Р. Ойноткиновой. — Архив сектора фольклора ИФЛ СО РАН, ед. хр. 13.030, № 389. — Публ. впервые. В рассказ вмешивается вторая информантка — К.Г. Ельдепова. Её реплики в тексте не отражаются. 1 — ...одинокий человек... (...jакыс баш кижи...) — букв, «человек с одной головой». 2 — ...священный Чолушпа... (...ак Чолушпа...) — букв, «белый Чолушпа». 61. J ы л а н (З м е я ). — Зап. Н.Р. Ойноткинова и Е.И. Жимулёва в 2009 г. в с. Кёё Улаганского р-на РА от Е.П. Кошевой, 1941 г.р., теленгитки из рода кёбёк. Доп. сведения об информантке: крещёная, образования не имеет, работала чабаном. — Расш., пер. Н.Р. Ойноткиновой. — Архив сектора фольклора ИФЛ СО РАН, ед. хр. 13.030, № 385. — Публ. впервые. У алтайцев существуют различные поверья, связанные со змеёй. Так, по сообщению информантки М.Б. Петпенековой из с. Саратан Улаганского р-на РА, если к а и л у приползёт змея, то её не убивают, но заставляют ползти на запад. Здесь отразилось традиционное представление о том, что запад — сторона заката солнца, жи зни вообще; человек, направляя змею в сторону заката, тем самым себе оставляет восток, т.е. сторону восхода солнца. В рассказ вмешивается вторая информантка — К.Г. Ельдепова. Её реплики в тексте не отражаю тся. 1 — ...нелеп jam... (...подкладывает ...) — диал., лит. салып jam . — ...пладын... (...платок...) — от рус. «плат». — ... п лат е зин... (...платье...) — от рус. «платье». 2 — ...судка... (...в суд...) — русизм. 2 — В сентябре... (Сыгын айда...) — букв, «в месяце марала». 62. О эöр-К узар (Ё зёр -К у зар ). — Зап. Н.Н. Санина от З.И. Манзыровой. — Пер. Н.Р. Ойноткиновой. — Опубл.: [Улаганныҥ укаалу сöзи, 2010, с. 242]. Корень женьшеня по форме похож на фигуру человека. Считалось, что если выпить отвар части корня этого растения, соответствующей больному органу, то человек м ож ет вылечиться. Чтобы выкопать женьшень, совершают специаль­ ный обряд, произносят заклинание. В прошлом отдавали кого-нибудь в жертву «в обмен» на корень. Считается, что выкапывание женьшеня вызывает нена­ стье. 1 — Растение Ёзёр-Кузар тоже дъада... (Озöр-Кузар деп öзÿм jада...) — имеется в виду женьшень; согласно поверьям алтайцев и других народов Сиби­ ри, женьшень им еет магическую силу (дьада). — ...за моего сына... (Уулым...) — оговорка исполнителя: выше говорилось, что у дьайачи заболела дочь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2