Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)
Алтая, не явился один рябчик. Мать бога убеждала его, что рябчика нужно убить. Рябчика нашли, привели. Бог спросил рябчика, почему тот не явился сразу. Рябчик сказал, что в течение трёх дней считал, чего больше на земле: в первый день — камней или рыб, во второй день — звёзд или кочек, в третий день — мужчин или женщин. Богу не понравилось, что рябчик при подсчёте к ж енщ инам причислил мужчин, которые слушают женщин: значит и он, слу шаясь свою мать, сам попадёт в число женщин. Бог подумал и сам вынес решение: рябчика не убивать, но сделать его меньше размером. Бог белое мясо рябчика раздал всем зверям и птицам. Мясо рябчика не взяла себе только сова, тем самым она сохранила бесшумный, лёгкий полёт. 53. Б аш -К öс (Б аш -К ёс). — Зап. Н.Н. Санина от М.М. Манзыровой. — Опубл.: [Улаганныҥ укаалу сöзи, 2010, с. 264]. — Пер. Н.Р. Ойноткиновой. Кукушка в фольклорном сознании алтайцев представляется птицей, которая приносит весну, заставляет распускаться листья, но когда кукушка кукует воз ле жилища, её голос предвещает несчастья, смерть человека. Баш-Кос ( Баш-Кёс ) — букв. «Голова-Глаза»; в мифе так именуется река Баш-Куш. См. Указатель топонимов. 1 — ...кош тыт... {...ветвистая л и ст в е н н и ц а ...) — лиственница с раздво енными ветвями. 1 — ...март... {Кичу суук ай...) — букв, «месяц малых морозов». 2 — ...май... {...кÿÿк ай...) — букв, «месяц кукушки». — ...сгибая толст ую иглу... {...теменени э к и й тартып...) — т.е. не рабо тала, а сидела, вертя в пальцах толстую иглу (для сшивания шкур). В а р и а н т 1. К у к уш к а (Кÿÿк). — Зап. Т.М. Садалова в 1986 г. в с. Апшуяхта Шеба- линского р-на РА от К.Т. Аргоковой, 1916 г.р., из рода суу-тонжаан. Доп. сведе ния об информантке: образование 7 кл. — Архив ИА РА, МНЭ № 38, № 56. — Вар. расш. и подобран Н.Р. Ойноткиновой. Жили брат с сестрой без отца и матери. Две сироты. Питались, чем мог ли. Однажды брат пошёл добывать им пропитание, и в местности Дьюс-Тыт он погиб. У брата была жена. Она обижала девушку. Когда девушка, обернув шись кукушкой, полетела к дымоходу, сноха стащила с одной её ноги обувь. Из-за этого теперь у кукушки одна нога жёлтая, другая — красная. Вылетев через дымоход, она отыскала тело брата в местности под названием Дьюс-Тыт. С тех пор она поёт: «Дью-тыт! Как сёёк! Аью -тыт ! Как сёёк !» («Засохшая лиственница! Сухая кость! Засохшая лиственница! Сухая кость!»). 2. К у к уш к а (Кÿÿк). — Зап. И.Б. Шинжин в 1982 г. в с. Кокоря Кош-Агач- ского р-на РА от К. Бидиновой. — Архив ИА РА, ФМ № 372. — Расш. и пер. Н.Р. Ойноткиновой. — Вар. подобран Н.Р. Ойноткиновой. «Жил в доме снохи сирота. Один из его братьев пропал. Когда этот сиро та, превратившись в кукушку, улетал, у него одна обувка упала. С тех пор эта птица-кукушка с одной обувкой. Она улетает на то дерево, где умер брат».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2