Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

В а р и а н т Где м о и р о га, гри ва-х во ст? (М ÿÿзим , jа л -к у й р у гы м к а й д а ? ). — Опубл.: [Акулова, 2003, с. 171]. — Вар. подобран К.В. Ядановой. Раньше верблюд был красивым зверем с рогами, хвостом и стройными ногами. Верблюд одалживает свой хвост лошади, рога и стройные ноги — м а­ ралу. Марал оставляет ему свои широкие ноги. Верблюд до сих пор ждёт, когда ему вернут рога, стройные ноги и хвост. 51. К öрÿ к л е т а р а л (Б у р ун д у к и к е д р о в к а ). — Зап. И.Б. Шинжин в 1976 г. в с. Малый Яломан Онгудайского р-на РА от Ч. Малчиева, из рода тё­ лёс. — Пер. Н.Р. Ойноткиновой. — Архив ИА РА, ФМ № 289. — Публ. впер­ вые. Сходные мотивы поиска медведем орехов и его встречи с бурундуком, кедровкой и барсуком см. такж е в тексте «Медведь и бурундук» [Алтайский фольклор, 1995, с. 179—180]. Из-за того, что бурундук и кедровка скрыли от медведя, где можно найти много орехов, они наказаны медведем следующим образом: медведь схватил бурундука пятернёй и с тех пор на его спине остались пять полос; медведь проклял кедровку, с тех пор на её щеках, под клювом мясо не нарастает. Барсука же медведь благословил за правильно указанное место, где есть орехи. С тех пор барсук жирный. 2 — ...зачем его ещё наказы ват ь? {...мынак ары незин кезедер?) — букв, «зачем его дальше наказывать?». 3 — ...пестро не ешь! (...чокырлап jибе!) — т.е. «не выбирай, ешь всё». 52. С ы н м а н ь а а н м о н (Р я б ч и к бо л ьш о й бы л ). — Зап. Н.А. Алексеев в 1984 г. — Пер. Ф. Сатлаева. — Архив сектора фольклора ИФЛ СО РАН, РМ Н.А. Алексеева, ед. хр. 10.001, № 134. — Публ. впервые. — Текст зап. на ку­ мандинском диалекте. Среди текстов сибирской версии русской фольклорной «Библии» существу­ ют легенды о рябчике. Первоначально рябчик был птицей крупных размеров. Шумом своих крыльев он пугает Христа / Божью Матерь; они уменьшают его в размерах и делят м ясо рябчика между другими птицами и животными. B.C. Кузнецова отмечает, что варианты легенд о рябчике, пугающем Христа / Бо­ городицу, в составе русской фольклорной «Библии» известны только в русских сибирских записях [1998, с. 6—7]. Легенды о рябчике присутствуют в фольклоре северных алтайцев — куман- динцев, чалканцев. Публикуемый кумандинский текст о рябчике такж е имеет свой вариант. В а р и а н т Р я б ч и к (ШöнчJш). — Опубл.: [Алтайский фольклор, 1995, с. 169—172]. — Вар. подобран Н.Р. Ойноткиновой. Создавая мир, бог создал всех птиц и зверей крупными. Однажды бог ехал на коне, рябчик напугал коня, бог упал с него, после этого он решил уничто­ жить всех птиц. Отдал распоряжение собрать всех птиц. Собрались все птицы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2