Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)
го озера. Об этом мы узнаём из песни текста предания (бл. 1 текста 154): Эдил сууны jакалай Эл-jонымныҥ сööги калт. Jайык сууны jакалай Jон-элимниҥ сööги калт. включенной в самое начало Вдоль реки Эдил Кости племени-народа моего остались. Вдоль реки Дьаик Кости народа-племени моего остались. Аба-Jыштыҥ араага Арайдаҥ келдис jууртаарга. Алтын-Кöлдин jакага Амадап келдис артарга... Н а опушку леса Аба-Дьиш С трудом добрались мы, чтобы жить. Н а берега Алтын-Кёля Прибыли мы, чтобы остаться... В предании отмечается, что Дьарынак был предводителем войска, прибыл неизвестно откуда, поселился у Алтын-Кёля и прожил там до старости. Он был физически крепким , обладал даром предвидения, защищал народ от набегов соседей-сойонов (тувинцев), разорявших стойбища алтайцев. От его двух сыновей произошли люди рода дьабак. В сюжете подробно описывается то, как невестка хоронит старика у устья рек Башкаус (Баш-Куш) и Чолушман. От имён семерых сыновей его сына Кёбёгёша пошли теленгитские роды: теле (тёлёс), алмат, саал, кёбёк-дьарнак, кыпчак, дьытас, оргончы (бл. 16 текста 154). В предании «Место сожжения колчанов» говорится, что «сам Дьа рынак не был местным человеком. Он из Монгольской земли» (бл. 1 текста 156). Дьарынак, собрав народ Кош-Агача, Улагана, Турочака, шестьдесят т уменов теленгитов, подчинился китайскому войску каа на Эдьен-Боодо (бл. 6 текста 156). * * * Тексты несказочной прозы по объёму разные: короткие и длинные. Несмотря на это, они имеют относительно устойчивую композици онную структуру, обязательно включающую зачин и концовку. В за чинах мифологической прозы указывается место и время действия, даётся установка на достоверность рассказываемого. Как правило, по вествуется о событии, происходившем в мифически раннее время, например: « ]ер пÿт келект е ончо суу полды, jер де jок, т екери де jок, ай -к ÿн де jок» — «До сотворения земли всюду была вода, ни земли не было, ни неба не было, ни луны-солнца не было» (бл. 1 текста 1); « Канча ÿй е м ы н а к озо jер деп неме jок, бастыра текис- т а лай болгон. Ол öйдö торт карындаш улус болгон» — «Много веков тому назад земли не было, всё океаном-морем было» (бл. 1 текста 3); «]ер бÿдер тушта, не де jок. Jаныс л а таштар болгон
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2