Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)
«Бобырганъ (летяга) прежде жилъ на небЪ; онъ выкопалъ (так в источни ке. — Н. О.) глаза старшему сыну неба Джаику. Джаикъ погнался за нимъ, спустился на землю, но не могъ догнать и найдти Бобыргана, который спря тался въ кедръ (мöшь). Небо бросило въ него молшю. Оттого м о л т я всегда пораж аеть карагачъ (чернолЪсье), но не падаетъ на сарагачъ (жёлтый лЬсъ). Когда камъ приносить на небо (во время мистерш ) шкурку бобыргана, небо велить стреножить его (бабыргана. — Н. О.), связать ему руки и сковать ноги». 4. Опубл.: [Потанин, 1883, с. 235, текст 48к]. — Чончу, теленгитка, вдова кости алмат, долина р. Чуй. — Текст опубл. на русском языке. — Вар. подоб ран Н.Р. Ойноткиновой. «Бобырганъ (летяга) выкопалъ (так в источнике. — Н. О.) глаза любимому сыну Тэнгрэ; поэтому, если камъ восходить на небо съ бобырганомъ (то-есть, камлаетъ, имЪя привязанною къ плащу или бубну шкурку летяги), то его (бо быргана) тамъ схватываютъ, вяжутъ и треножатъ». 5. Ш ам а н Т о зр аш (Т о з р аш -к а м ). — Зап. В.Н. Тадыкин в 1959 г. в с. Ко- коря Кош-Агачского р-на РА от К. Сонукова, из рода кёбёк. Доп. сведения об информанте: родился в с. Кыэыл-Аркыт Кош-Агачского р-на РА, проживает в с. Дж азатор того ж е р-на. — Архив И А РА, МНКЭ № 15А, тетр. № 8, л. 30. — Вар. подобран и пер. Е.Е. Ямаевой. «Бабыргана (Летягу) и сейчас называют Тозраш-кам. В преж ние времена он выколол глаз сыну Кудая. Поэтому Кудай говорит шаманам: “Тозраш-кама железными кандалами спутайте, привяжите к железной коновязи”. Шаманы, поймав его, говорят Кудаю: “На земле, где боярышник растёт, шубы не осталось, на земле, где трава растёт, рукавов не осталось; благодаря выносливости охот ника и ловкости его собаки, кое-как поймали”. Его “сдают” Кудаю (передают в руки Кудая). Тозраш-кам же, вылетая оттуда, снова спускается на землю: он ведь им еет крылья». 6. Б а б ы р г а н и ц в е т о к к о л о к о л ь ч и к (Б а бы р г а н л а к ÿ зÿ к и ч е ч е к ). — Зап. Н.Н. Санина в 2008 г. в с. Улаган Улаганского р-на РА от З.И. Манзыро- вой. — Опубл.: [Улаганныҥ укаалу сöзи, 2010, с. 242—243]. — Вар. подобран и пер. Н.Р. Ойноткиновой. Давным-давно на двери жилищ а Ульгена висел колокольчик. Когда он зве нел, то его звон был слышен на земле. Однажды охотник по имени Бабырган поехал в гости к Ульгену и ему очень понравился колокольчик. Он попросил его у Ульгена, но тот не дал ему. Тогда охотник решил его украсть. Сын Уль гена — Кан-Дьайык, поняв, что гость украл их колокольчик, погнался за ним. Бабырган пнул в глаз Кан-Дьайыка. Убежав от него, он спрятал колокольчик под дерево. От его звона появились красивые цветы, похожие на колокольчики. Обиженный Ульген вызвал Бабыргана в суд, но тот не явился. Теперь, когда шаманы собираются камлать, то они Бабыргана (Летягу) несут в жертву Уль гену на суд. Охотники, когда находят его, то бережно относятся к его шкуре. Когда свежуют, то оставляют его глаза, когти вместе со шкурой. Н а бабырга на охотятся, говоря: «Я болен, хочу полечиться» (имеется в виду лечение у шамана).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2