Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

тунь. Основная масса населения этой территории была ясачной, за­ висимой от Джунгарии и позже от русского царя [Самаев, 1991, с. 81 -82 ]. Согласно преданию, Кочкорбай грабил Алтай, брал людей в плен, особенно много в плен уводил красивых женщин. У него было девять жён. Однажды он приехал на Алтай, чтобы заполучить красавицу-же- ну человека по имени Бюдюки из рода иркит. Тот с зятем Эрюлде- ем устроил засаду Кочкорбаю и убил его (текст 152). В другом тек­ сте отмечается, что Эрюлдей собирал налог с алтайцев и платил русскому царю. Кочкорбай пошёл войной на Эрюлдея, чтобы захватить его женщину. Оказавшись в безвыходном положении, Эрюлдей бежал. Кочкорбай же, преследуя его, погиб (бл. 2 текста 153). Таким образом, основными темами алтайских исторических пре­ даний являются джунгарская междоусобица, распад Джунгарского государства, борьба с маньчжурами, а также с соседями, совершав­ шими набеги. Другой цикл преданий — о легендарном Ярынаке (Jарынак) — отражает историю теленгитов во второй половине XVIII в. (тексты 154—156). Согласно историческим материалам, князь по имени Ире- нак Ишеев (Еренак, Ярынак) действовал на юге Хакасии: он был одним из наиболее сильных киргизских князей, оказавших сопротив­ ление русским казакам. Владения его находились по северным скло­ нам хребта Абакан (по южную сторону Абакана жили теленгиты и родственные им чалканцы). В числе подчинённых ему племён нахо­ дились представители таких родов, как сагай, алтысары, етисары, тё- лёс, которые сегодня входят в состав алтайцев. В своей политике князь Еренак в то время «занял антироссийскую позицию и взял ориентацию на юг — в Джунгарию» [Бутанаев, Бутанаева, 2001, с. 92]. Князь Еренак вместе со своими воинами прибыл на Алтай в верховья р. Чулышман. По дороге в долине р. Чулышман их встрети­ ла засада монголов. На поле брани погибли сам Еренак, его младший сын и его два пасынка [Там же, 2001, с. 94]. К настоящему времени в Улаганском и Кош-Агачском районах, где проживают теленгиты, зафиксировано несколько вариантов и вер­ сий преданий о Ярынаке. В преданиях Ярынак представляется пред­ водителем теленгитов, однако сообщается, что он был «пришлым» человеком — появился на Алтае откуда-то из-за Кузнецка или даже с Урала. Так, в предании «Дьарнак» (текст 154) рассказывается, что князь Ярынак прибыл из Поволжья, остановился на берегу Телецко-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2