Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

Зафиксировано несколько вариантов этого повествования в разных районах Горного Алтая, в них названы горы, на которых будто бы до сих пор лежат остатки плота. Это гора Кыльдьыккан, расположенная в верховье р. Кайрылык в Онгудайском р-не (ФМ № 261), гора Самарган вблизи с. Кулада (ФМ № 261), горы Ыйык и Ирбис в Кош-Агачском р-не (ФМ № 372), горы Кеспе, Ова, Ба­ бырган, Абакан, Алтын-Туу, Уч-Сури в северной части Горного Алтая [Потапов, 1946, с. 147]. — Хотя [вода] и поднималась... ( }е т урган да болзо...) — букв, «хотя и стояла [вода]». — ...семилетнюю рыжую девочку пр и н е сли в жертву... (...jети jашт у ко н ур кыс тайган...) — здесь прекращ ение потопа связывается с жертвопри­ ношением. 27. К а п ч ы к (К овч ег). — Зап. К.Е. Укачина в 1974 г. в с. Большой Яломан Онгудайского р-на РА от Т. Агадиной, 78 лет, из рода майман. — Пер. И.Б. Шинжина, Е.Е. Ямаевой, Н.Р. Ойноткиновой. — Архив ИА РА, ФМ 297, л. 39—42. — Публ. впервые. В легенде, зафиксированной Н.Ф. Катановым у качинцев [Образцы..., 1907, ч. 9, с. 417—418], жена Ноя вступает в сговор с дьяволом, который решил на­ вредить Ною. Дьявол подговорил его жену приготовить вина и угостить мужа перед тем, как ему садиться в ковчег, для того чтобы самому пробраться туда. Когда ж ена Ноя не торопилась сесть с мужем в ковчег, то он в сердцах сказал: «Садись, чёрт!» — получилось, что он так призвал и дьявола. В ковчег Ной посадил разных животных, кроме м амонта и орла. — Капчык ( Ковчег ) — фонетическая передача русского слова «ковчег»; его алтайский синоним — сал. 1 — ...одну лиш ь чёрную воду ему н а л и в а л а (...кара с у у н а н у р у п л а бе- рер) — имеется в виду молочная водка — арака. Далее в тексте поясняется, что это водка, полученная (букв, «выжатая») из молока. Алтайцы пили её обычно в подогретом виде, подавали в маленькой деревянной пиале. 2 — ...из-под зем ли один человек в вой ло чной шубе п о яви лся (...jер ал- ды н а к курумжы т онду бир кижи келген ) — здесь войлочная одежда является атрибутом злого духа. 4 — Д е т и , он сам, восемь человек... (Балдары, бойы, сегис кижи...) — со­ гласно библейской легенде, у Ноя было трое детей. Рассказчик указывает точное число членов семьи Ноя, в Библии сказано: «И вошёл Ной, и сыновья его, и ж ена его, и жёны сынов его с ним в ковчег от вод потопа (т.е. всего восемь человек. — Н. О.)» (Бытие, 7: 7). — ...громы хание л и , гром л и ст оял (...кÿзÿрт эмес к ÿзÿрт турган) — букв, «грохот-не грохот стоял». В а р и а н т Л е г е н д а о Н о е (Н о й к е р е г и н д е л е г ен д а ). — Зап. Т.С. Игнатьева, М.П. Пахомова, С.у. Садыкова в 1985 г. в с. Тюнгур Усть-Коксинского р-на РА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2