Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

племена, попавшие в зависимость к циням , вынуждены были бороть­ ся против своих же. Интересную страницу истории алтайцев откры­ вает нам предание «Сын Эзена — Эр-Чадак» (текст 148). В нём говорится: «Чадак был сыном алтайца. В то время монголы, отняв его у родителей, увезли [к себе]. Разлучённый в трёхлетием возрасте с матерью, кормившей его, с Алтаем, где родился-появился, Чадак забыл всё. Когда он возмужал, монголы дали ему возглавить войско. Сын Эр-Чадака, возглавив жестокое войско монголов, столько народов покорил. В конце концов Чадака послали на Алтай, чтобы снова по­ корить тамошний народ, заставить его платить дань» (бл. 1 текста 148). Ситуация, описанная в этом предании, связана с событиями 1763 г., когда алтайцы испытали новую волну циньского вторжения, хотя до этого нападения с их стороны прекратились, что было обусловлено постоянными набегами многочисленных казахских отрядов. Поскольку основные силы циньских армий были отведены в тыл для отдыха и пополнения состава перед походом в Восточный Туркестан, то задача военно-политического контроля возлагалась на халхасских феодалов и служивших маньчжурам тувинских князей. В январе 1763 г. циньский отряд во главе с Чадаком напал на зайсана Кокшина, зимовавшего на р. Кенга, чуть позже он добрался до теленгитов по р. Сема [Мои­ сеев, 1983, с. 98; Самаев, 1991, с. 157—158]. Наряду с борьбой с циньскими войсками алтайцам приходилось отражать набеги соседних казахских феодалов, промышлявших не­ редко грабежами на территории Горного Алтая. Один из них, Коч- корбай, жил в долине реки Тургай в Семипалатинской области. Со­ гласно историческим сведениям, первый поход Кочкорбая на Алтай состоялся осенью 1758 г., второй набег длился с конца января по конец марта 1759 г. Отмечается, что предводители алтайских племён оказали ему сопротивление. Кочкорбай погиб от руки Бюдюки, два его сына были тяжело ранены. После этого неудачного похода набе­ ги казахов на Алтай почти прекратились. Казахский феодал Кочкорбай как персонаж присутствует в пре­ даниях «Бюдюки» и «Предание об Эрюлдее» (тексты 151—153). В этих текстах главный герой Эрелдей (Эрюлдей) — реальный человек, собиратель дани. Г.П. Самаев отмечает, что впервые имя темичи Ерел- дея Мачакова упоминается в хрониках 1744 г. Он возглавлял Тау-те- леутскую волость, начинавшуюся через 40 вёрст к югу от устья р. Иши и располагавшуюся по обе стороны р. Наймы (Маймы) и по р. Ка-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2