Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

Улькэн, сотворив людей, послал ворона на небо просить у кудая души для сотворённых им людей. Ворон не донёс живительную воду, так как, по дороге проголодавшись, натыкается на трупы умерших животных. Тем временем Эрлик, обманув собаку, сторожившую бездушных людей, лежавших во дворце, каждую ночь стрелял из ружья без шума по одному че­ ловеку. Однажды Улькэн высыпал порох Эрлика, вместо него насыпал порох с громом. Когда Эрлик выстрелил из ружья, раздался страшный гром. Он, испу­ гавшись, убежал к пасти земли и провалился туда. С тех пор Эрлик не выхо­ дит на землю. Наконец Улькэн добыл через ворона души для людей, но, увидев, что Эрлик уже успел вдохнуть в тела людей свою душу, рассеял живительную воду по хвойным лесам и мхам. 2. М иф о с о т в о р е н и и зем л и и ч е л о в е к а . — Опубл.: [Анохин, 1924, с. 17—19]. — Текст опубл. на русском языке. — Вар. подобран Н.Р. Ойнотки­ новой. «Землю, на которой живут люди, алтайцы называют чы н jер “действитель­ ная земля”. Под этой последней есть другая земля, где царствует вечный мрак. Эта область — алтынгы ороон “нижний мир” или алые jер “дальняя земля”. Действительная земля, в настоящее время, переживает второй период своего существования. Начало второго периода алтайцы относят к потопу ( jайы к ), о котором рассказывают так: “Вестником наступления потопа был синий козёл с железными рогами. О наступлении потопа знали семь братьев-праведников. Из них старшим был Эрлик, а другой Ульген. Ульген был одарён божескими способностями и назы­ вался номчы — книжник. Чтобы узнать о прекращении потопа, братья снача­ ла выпускают курицу, затем гуся и ворона... После прекращ ения потопа Ульген силою книги мудрости (ном ) творит человека”». Далее текст полностью совпадает с вар. 1, опубликованным Н.Я. Никифо­ ровым [1915, с. 205—206]. 3. О в с ем и р н о м п о т о п е . — Опубл.: [Вербицкий, 1893, с. 125—126]. — Текст опубл. на русском языке. — Вар. подобран Н.Р. Ойноткиновой. «До потопа (ягх) царёмъ всей земли былъ ханъ Теныс (море). Въ царство­ вание его былъ славенъ по всей земле человекъ, по имени Нама, которому Ульгэнь велелъ построить кереп изъ дерева adipa-салдан-агаш (испытанное сан­ дальное дерево). Н ам а приказалъ своимъ трёмъ сыновьямъ: Соозун-уулу, Сар- у у л у и Балыкеп строить кереп на горе. Нама былъ слабъ зрешемъ; поэтому, при с т р о е т и керепа, распоряжался старнпй сынъ его. Кереп, по повелешю Ульгэня, изнутри и снаружи обклеили берестой со смолою, к углам и стенам его Н ам а велел привязать 8 верёвок, длиною по 8 0 саж [ен ей ], съ чугунными кружками на концахъ. Соозунъ спрашивалъ Наму: “для чего эти верёвки?” Н ама отвечалъ: “мы узнаемъ по нимъ, сколько будетъ сутокъ, когда поднимет­ ся вода на 80 саж [еней] ”. Когда кереп былъ построенъ, Н ам а собралъ всехъ людей, кого онъ любилъ, ибо такъ Ульгэнь сказалъ ему: "кого ты любишь, того возьми съ собою, — и всё живое и дышащее, живущее на земле, и птицъ летающихъ”. Когда Н ам а съ своимъ семействомъ и друзьями своими вошёлъ въ кереп, тогда приступили къ нимъ множество животныхъ. Н ам а приказалъ при

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2