Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)
алтайский народ стал жить мирно, оказывается» («... А лт айды к он эки jай закы орус каанга барала, бойыны к к ÿÿни л е ого баккан. Оной ло ойто алт ай албаты амыр jурт ай берген эмт ир ») (бл. 18 тек ста 144). Согласно сведениям, приводимым историком В.А. Моисеевым, «маньчжуры, видя, что алтайцы и ойраты уходят под защиту русских укреплений, всё чаще практиковали переселение оставшегося или не успевшего уйти населения» [1983, с. 93]. Кроме того, требование мань чжурского правительства о выдаче перебежавших к русским алтайцев, а также ойротского нойона Амур-Саны не было выполнено. Таким образом, притязания цинов на Южную Сибирь были отвергнуты. Фигура Амур-Саны в фольклоре алтайцев получила противоречи вую оценку. Несмотря на честолюбие Амур-Саны и то, что он раз вязал междоусобную войну, вызвавшую скрытую антипатию к нему народа, в алтайском фольклоре Амур-Сана изображён как свой чело век, герой, боровшийся против китайско-маньчжурской экспансии. В те времена тюркские племена, проживавшие на юге Алтая, платили дань и русскому царю, и джунгарам. Ойроты жили на бе регу р. Иртыш, а также в бассейне р. Обь, кочевали от Томска до Кузнецка. Центр правления ойротов в то время находился в Кузнец ке. Когда войско русского царя приблизилось к Кузнецку, Ойрот-каан бежал. Этот исторический момент отражён в двух преданиях (тексты 146, 147). Покидая Алтай, ойротский хан обещал вернуться «в обра зе двенадцатилетнего ребёнка». Он отрезал хвост вороного коня, от мерив его до уровня голени, отрубил мечом верхушку чёрной ивы и сказал: «Когда верхушка чёрной ивы до неба дорастёт, когда хвост чёрного коня до бабок его отрастёт, вернусь» («Кара т а л ды к бажы текериге jедип чыккан кийнинде, кара атт ы к куйругы сакаагына jедип тÿшкен кийнинде, келерим») (текст 147). В другом тексте Ойрот-каан, срезав хвост своего коня до середины, сказал: «Когда отрезанный хвост его снова отрастёт до земли, я вновь вернусь» («Ол кескен куйрук jерге jem upe öс[с]ö, м ен ойто келерим ») (бл. 4 тек ста 146). Эти прощальные слова Ойрот-каана стали клише в преда ниях не только алтайцев (см. вар. 2 к тексту 147), но и тувинцев, хакасов и других народов. Джунгарская междоусобица, а затем китайско-маньчжурская экс пансия тяжело отразились на положении алтайцев в середине XVIII в. Алтайские роды и племена участвовали в войнах, происходивших в Джунгарии, принимали на себя удар китайских войск. Некоторые
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2