Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

др.), в которые он вложил болезни. От того, что люди съели плоды, у них появились болезни. Эрлик вселил в человека душу, взял его стоне, а собаке дал шерсть и пищу в виде испражнений человека. В Верхнем мире Юч-Курбустан добыл воду и отправил ворона доставить её народу. Но ворон по пути соблазнился падалью (в которую перевоплотился Эрлик -бий ) и пролил воду, отчего появились вечнозелёные деревья. Эрлик-бмм решил жить под землёй, сделал себе землю, моря, стал облада­ телем душ верблюда, яка, свиньи. Он ушёл под землю. После этого Курбустан сказал, что живые люди будут в его ведении, а мёртвые — в ведении Эрлика. 3. Б ы р к а н ы (Б ы р к а н д а р ). — Зап. И.Б. Ш инжин в 1987 г. в с. Экинур Усть-Канского р-на РА от Э.Т. Тадыкиной, 74 лет, из рода тодош, неграмотной. — Архив ИА РА, ФМ № 399, тетр. 1(8). — Вар. подобран и пер. Е.Е. Ямаевой. Два брата — бырканы спорили о том, кому подняться к верховному быр- кану. Они устроили состязание: у кого в чашке вырастет цветок, тот и подни­ мется. Младший брат подменил чашку, когда старший брат вышел, а в его чашке вырос цветок. Младший поднялся к верховному быркану, а старший спустился к Абы -быркану. Старший, побывав у кбы -быркана, вернулся, чтобы взять душу человека (сотворённого м ладш им братом). Собака сторожила его. Абы -быркан (так им е­ нуется далее старший брат), придя, сказал: «Пусть мёртвые станут моими под­ данными, а живые — подданными верхнего бы ркана ! Пусть будет борьба и смерть! ( О лгöнийи м е н и й и болзын, тпирÿзи — быркандыйы болзын! Олÿштÿ- т ьарышт у болзын!)». И ушёл. Верхний быркан (т.е. младший брат), возвратившись, увидел, что люди оживлены. Бросил вечную душу (живую воду) на деревья — появились вечно­ зелёные деревья. Быркан-хуЗам из Верхнего мира создал кедр, а кбы -бы ркан из Нижнего мира, подражая ему, создал ель. кбы -быркан создал колючки (жёлтые и красные), создал кёрмёса, а верхний быркан — крыжовник. Верхний быркан создал коня, овцу, кбы -быркан — верблюда, корову. кбы -бы ркан обещал дать собаке пищу и одежду, поэтому собака подпус­ тила его к творению верхнего Быркана (к человеку). С тех пор существует деление людей на живых, подданных верхнего Быркана, и мёртвых, подданных нижнего кбы -быркана. Если бы старший брат в это время не выходил, то и он бы стал Дьайаачы (Творцом). Может быть, тогда люди имели бы вечную жизнь. (Исполнитель путает имена, имеется в виду: если бы младший брат, создав человека, не вышел в это время из дворца.) 4. Ч е т ы р е К уд ая и м ы ш ь (Т о р т Кудай л а ч ы ч к а н ) . — Зап. З.С. Каза- гачева и Ю.И. Ш ейкин в 1985 г. в с. Ело Онгудайского р-на РА от Т.А. Чачия- кова, 1923 г.р., из рода тёлёс. — Архив ИА РА, МНЭ N° 33, л. 14. — Вар. по­ добран и пер. Е.Е. Ямаевой. Эрлик-бии и Юч-Курбустан решали вместе, как дать первым людям долгую жизнь. Пробежавш ая мимо них мышь проговорила: «Пусть размнож аю тся и живут к ак хотят!» — и провалилась в земную щель. С тех пор стало так, как сказала мышь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2