Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)
1 — ...всё океаном -морем было {...бастыра т ек и с-т а ла й болгон) — пар ное слово, образованное из слов т екис — «океан» и т алай — «море», рисует картину бесконечной водной поверхности. 2 — ...землю -мох... {...jер-jекести...) — парное слово, образованное из слов jер — «земля, Вселенная» и jен ес — «мох». 6 — ...красно-голая... {...Кызыл mac...) — букв, «красная лысая» (собака), т.е. без шерсти. — ...целебную живую воду... {...кутук тынду суу...) — кут ук — «вечная, обладающая жизненной силой», тынду — «имеющая силу, живая». 8 — ...узнал то, что нельзя было узнать, у ч у я л то, что нельзя было учуят ь {...билбес jе р д ек б и л и п койот , сеспес jе р д е к сезип койот) — фразео логизм, аналогичный выражению «о чём невозможно узнать — узнал, о чём невозможно догадаться — догадался». 9 — С т ех пор как на н и х выплеснулась целебная вода, кедр-дерево и можжевельник ст а ли зелёным и {Онок ары ол кут ук суу тöгÿлерде, мöги лö арчын агаш jажыл бойы jайга-кыш ка кубулбас jа к д у болгоны ол) — так объясняется, почему хвойные деревья вечнозелёные. Многие сибирские народы используют можжевельник в ритуальной практике окуривания; известны также поверья о можжевельнике, согласно которым его запах изгоняет злых духов [Топоров, 1988, с. 164]. 11 — ...то, что сот ворил похожим на можжевельник, — кырчыном стало {...арчынга т ун ей ле п эт кени кырчын болуп калды ) — кырчын — один из видов можжевельника. В а р и а н т ы 1. С о т в о р е н и е зем л и ч е т ы р ь м я б р а т ь я м и (Т о р т к а р ы н д аш jе р ди jа и а г а н ы ). — Зап. З.С. Казагачева и Ю.И. Шейкин в 1985 г. в с. Ело Онгудай- ского р-на РА от Т.А. Чачиякова, 1923 г.р., из рода тёлёс. — Архив ИА РА, МНЭ № 33, л. 1—4. — Вар. подобран и пер. Е.Е. Ямаевой. Четыре брата творили землю. Старший брат, спрятав во рту землю-ил, утаил это от других и стал срастаться с землёй и опускаться под землю. Когда он по совету младших выплюнул остатки грязи-ила, на ровной поверхности земли появились кочки. Оттого младшие не захотели дать ему земли, но в кон це концов дали ему землю с кончик посоха. Получив землю, старший брат посохом сделал дыру в земле и оттуда вышли заразные болезни. Четыре брата состязались: у кого в чашке вырастет золотой цветок — тому быть творцом. Три младших брата похитили золотой цветок у старшего брата, так как цветок вырос только в его чашке. Они стали Юч-Курбустанами, стар ший брат — Эрлик-абы ушёл под землю. 2. С о т в о р е н и е н а р о д а (А л б аты ны jа й а г а н ы ). — Зап. З.С. Казагачева и Ю.И. Шейкин в 1985 г. в с. Ело Онгудайского р-на РА от Т.А. Чачиякова, 1923 г.р., из рода тёлёс. — Архив ИА РА, МНЭ № 33, л. 8—11. — Вар. подобран и пер. Е.Е. Ямаевой. Юч-Курбустан построил дворец, поместил человека в жилище и поставил собаку сторожить его. Собака ж е подпустила Эрлика к человеку за то, что тот обещал дать ей шерсть. Эрлик соблазнил людей, они съели плоды (яблоки и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2