Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

человек бывает чахоточным. Дьявол наплевал кошке в пасть, от этого она ста­ ла поганой. У собаки шерсть поганая, вонючая, а пасть чистая. 4. С о б а к а и ч е л о в е к (И й т л е к и ж и ) . — Зап. И.Б. Ш инжин в1976 г. в с. Ябоган Усть-Канского р-на РА от Бая Бекпеева, 74 лет, из рода тодош. —Ар­ хив ИА РА, ФМ № 289, III. — Вар. подобран и пер. Е.Е. Ямаевой. Будучи в обиде на Кудая, своего брата, прогнавшего его, Эрлик подкинул собаке, сторожившей человека, кусок мяса, проник во дворец и поплевал и даж е пописал на первочеловека. Поэтому Кудаю пришлось очищать человека, местами выбрить ему волосы, на теле осталась лишь часть волос под мышками. Сбрив шерсть с человека, Кудай передал её собаке, из-за этого, по поверью алтайцев, «шерсть собаки пахнет Эрликом». С тех пор по проклятью Кудая собака стала кормиться «с руки человека». Увидев другого человека, она лает и всё думает, что это Эрлик пришёл. 5. О с о т в о р е н и и ч е л о в е к а . — Зап. Г.Б. Сыченко 3 июля 1992 г. в с. Су- ронаш Турочакского района РА от Александры Казакоповны Абашевой, 1923 г.р., из рода серт. — Расш. и пер. А.М. Кандараковой. — Фонозаписи из личного архива Г.Б. Сыченко. — Вар. подобран Н.Р. Ойноткиновой. Кудай, сотворив человека, искал способ оживить его. Тогда он сотворил собаку без шерсти. Оставив человека с собакой, Кудай уходит искать способ оживить его. В отсутствие Кудая приходит азе и обманом пытается пробраться к человеку. Обещая собаке тёплую шерсть, азе пробирается к человеку и об­ мазывает его слюной и харкотиной, затем, сунув в задний проход человека тростинку, дует в неё и так оживляет человека. 3. Jе р -jе н е с т и ҥ к а н а й д а бÿ т к е - н и (К а к о б р а зо в а л а с ь зе м л я -м о х ). — Зап. К.М. Макошева в 1970 г. в с. Ело Онгудайского р-на РА от Т.А. Чачияко- ва, 1923 г.р., из рода тёлёс. — Пер. Е.Е. Ямаевой, Н.Р. Ойноткиновой. — Ар­ хив ИА РА, ФМ № 245, л. 14-17. - Опубл.: [Алтай кеп-куучындар, 1994, с. 2 5 -2 9 ]. Сюжет о сотворении земли из ила, добытого со дна океана, соединён с часто встречающимся сюжетом о со­ стязании четырёх братьев-божеств: Юч- Курбустанов (букв. «Трёх Курбустанов») и Эрлика. Братья путём спора выясня­ ют, кто из них станет верховным бо­ жеством. Этот сюжет распространён среди монголов и урянхайцев, о чём Рис. 4. Известный алтайский сказитель свидетельствуют легенды о Бурхыне- Тавар Анышкинович Чачияков (1923— бакши, записанные Г.Н. Потаниным в 1998). Фото Г.Е. Солдатовой. Монголии [Потанин, 1883, с. 268].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2