Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

что конфликт возник из-за превосходства Шуну как охотника и вои­ на. Вернувшись домой, в своих неудачах на охоте братья обвинили Шуну, сказали, что он к тому же замышляет убийство отца, и уго­ ворили отца его наказать [Радлов, 1866, с. 184—185]. Попытка Амур- Саны (в тексте 144 — Шуну) убить своего племянника Табачи на охоте завершается неудачей, и он уезжает в Россию, где встречается с императрицей Екатериной, которую в народе называли Бала -каан (бл. 14 текста 144). В другом предании сестра Шуну родила сына, который держал в правой руке сгусток чёрной крови, в левой — чёрный камень (бл. 13 текста 144). Рассказчик, перепутав имя её сына, называет его Амур-Саной, хотя по историческим документам это должен быть Даваци (Табачи), как в предыдущем тексте. Согласно историческим сведениям, в 1754 г. в результате внутрен­ них распрей среди ханских наследников Амур-Сана выступил против Даваци и потребовал передачи ему части владений. Потерпев пора­ жение, он бежал в Китай. Маньчжуры решили разделить Джунгарию на четыре независимых друг от друга владения. Циньский император Хун-ли поддержал Амур-Сану и пожаловал ему титул князя первой степени для того, чтобы поставить его своим наместником у ойратов. Но Амур-Сана, обманувшись в своих расчётах стать всеойротским ханом, отказался от китайского подданства, вернулся в Джунгарию и в 1755 г. поднял восстание против циньского порабощения. В начале 1756 г., после гибели Даваци, Амур-Сана был провозглашён ханом. Однако циньский император отправил полумиллионную армию на разгром обессилевшего Джунгарского ханства. В июне 1757 г. в бас­ сейне р. Или произошло последнее сражение между войсками Амур- Саны и цинов. Сражение было проиграно, и Амур-Сана ушёл на территорию России. 28 июля 1757 г. Амур-Сана прибыл в Семипала­ тинскую крепость, оттуда выехал в августе в Тобольск. Здесь он за­ болел оспой и умер 21 сентября того ж е года в возрасте 35 лет [Златкин, 1983, с. 293—301]. Предания о предводителях Джунгарского ханства Шуну и Амур- Сане завершаются эпизодом о русской императрице Елизавете Пет­ ровне, которая предстаёт как миролюбивая правительница, готовая к переговорам с другими народами. Она принимает Амур-Сану, бесе­ дует с ним за чаем. Когда Амур-Сана, бросив свой народ, уехал, — рассказывается в предании, — «...двенадцать эайсанов Алтая, к рус­ скому каану пойдя, по собственному желанию покорились. С тех пор

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2