Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)
В а р и а н т ы 1. О с о т в о р е н и и м и р а и ч е л о в е к а . — Опубл.: [Потанин, 1883, с. 218—219, текст 46а]. — Зап. миссионером о[тцом] Вас. Постниковым у алтайцев в д. Мы- ют *. — Текст опубл. на русском языке. — Вар. подобран Н.Р. Ойноткиновой. У Ульгена было семь сыновей и у Эрлика (у Г.Н. Потанина — Ерлик. — Н. О.) такж е было семь сыновей. Эрлик достаёт для Ульгена землю из воды. Земля, которую разбросал Ульген, стала ровной; Эрлик выплюнул землю, за стрявшую между его зубов, — появились кочки и болотистые места. Ласточка принесла Ульгену дёрн. Ульген сотворил мужчину и женщину, приставил собаку без шерсти охранять их и ушёл искать для них душу. Эрлик пообещал собаке дать ей шерсть и пищу, если она подпустит его к людям, и вдохнул в них жизнь. Лягушка убеждает Ульгена не уничтожать людей, а дать им жить. Она же советует Ульгену, к ак с помощью двух камней добыть для людей огонь. Люди, обманутые Эрликом, нарушают запрет Ульгена не есть плодов с одного дерева; когда они съедают эти плоды, у них появляется чувство стыда. Ульген сотворил животных. У первого человека по имени Адам было девять сыновей: Тонжуан, Тодош, Найман, Капчак, Комдош, Юс, Кузень, Тогус, Кэргэш, — и девять до черей. От братьев и сестёр, ставших их жёнами, произошли алтайские роды. 2. В е л и ки й Б а й а н а (Улу Б ай ан а ). — Опубл.: [Радлов, 1866, с. 262]. — Вар. подобран и пер. Е.Е. Ямаевой. В давние-давние времена великий Пайана сотворил человека, вот только душу не мог найти, оказывается. Пошёл к великому Кудаю, чтобы выпросить у него душу. Собаку оставил сторожить человека. Затем пришёл Эрлик и пообе щал ей дать золотую шерсть, взамен же попросил отдать ему человека, у ко торого ещё нет души. Та собака, думая взять золотую шерсть, отдала человека. Эрлик пошёл, плюнул на человека. Прибыл Кудай, чтобы дать человеку душу. Эрлик убежал. Кудай увидел, как Эрлик оплевал человека, но не смог его очи стить от плевков. Тогда Кудай вывернул человека. Поэтому у того на животе остался плевок. После этого Кудай стал бить собаку, говоря: «Ты плохой соба кой будь! Пусть человек с тобой поступает так, как угодно ему!» 3. С о т в о р е н и е ч е л о в е к а (К и ж и н и jа й а г а н ы ). — Полевые записи, сде ланные в Бийской и Томской губерниях. — Архив МАЭ, ф. А.В. Анохина II, on. 1, папка 27. — Текст зап. на кумандинском и русском языках. — Вар. подобран Н.Р. Ойноткиновой. Сотворив тело человека, творец поставил собаку и кошку сторожить его, а сам ушёл искать человеку душу. Они никого не подпускали к нему. Тогда бес сказал собаке: «Я дам тебе шкуру, дам пищу, от которой с голоду не умрёшь». Кошка уже была с шерстью. Дьявол оплевал, обмарал харкотиной тело челове ка. Кошка не пускала дьявола, тот оплевал кошке рот, она захлебнулась и замолчала. Творец пришёл и увидел: дьявол оплевал человека и ушёл. Тогда оплёванную наружную сторону тела человека создатель сделал внутрь; поэтому * Здесь и далее в Примечаниях и комм ентариях сведения об исполнителях, соби рателях и местах записи текстов, взятых из книги Г.Н. П отанина [1883], приводятся согласно оригиналу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2