Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)
ческая политика Шуну не нравилась многим, и мифический образ старца служит выражению этой идеи. В предании, записанном от известного сказителя Т.А. Чачиякова (текст 144), также отмечается, что Ощ>от-каан и его сын Шуну ведут завоевательные войны с со седними народами, а именно с китайским императором Эдьен-кда- ном. В обоих текстах и их вариантах (тексты 143, 144) Шуну по возвращении был наказан: за самовольство и жестокость посажен в глубокую яму в сорок аршин. Эдьен -каан, противник Ойрот-кадма (текст 144), испытывает муд рость и силу Калдан -каана, чтобы пойти на него войной. Почти во всех вариантах подчёркивается, что Эдьен-каан хотел удостовериться, жив ли Шуну. Если Шуну -батыр погиб, то Эдьен -каан был готов идти войной на Калдан -каана. Главный герой преданий Шуну умён, он обладает магическим даром. Исторические предания алтайцев не всегда реалистически отобра жают происходившие события, более того, под воздействием законов фольклорного повествования исторические персонажи приобретают фантастические качества, органично вписываясь в общую мифологи ческую картину мира, исторические события и факты трансформиру ются, пропускаются через сознание носителей фольклора. В преданиях идеализируется и рождение племянника Шуну — Та- бачи. В «Шуну» отмечается, что единственная дочь Ойрот-каана, се стра Шуну, забеременела, проглотив градинку, упавшую через дымо ход в золу очага, и родила сына по имени Табачи, который впослед ствии стал претендентом на престол (бл. 18 текста 143). Чоросский князь Даваци — «один из наследников по боковой линии ханской ветви овладел престолом ойротского хана с помощью хойтского нойона Амурсаны в конце 1752 — начале 1753 г., после очередного кровавого переворота. Однако его союз с Амурсаной ока зался непрочным и недолговечным. Амурсана, в благодарность за свою помощь и поддержку Даваци в борьбе за трон хана, вскоре потре бовал у него половину ханства, в том числе и Алтай» [Моисеев, 1983, с. 53]. В результате междоусобной войны с Амур-Саной, на стороне которого выступали китайско-маньчжурские войска, Давачи отступил в Кашгарию, где 16 июля 1756 г. был схвачен правителем города Куча и передан в руки цинов [Чимитдоржиев, 1978, с. 160]. Мотив борьбы между Амур-Саной и Табачи (в некоторых текстах и вариантах — Шуну) показан в эпизоде охоты (бл. 13, 14 текста 144; текст 145). В варианте, записанном В.В. Радловым, говорится о том,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2