Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

ческая политика Шуну не нравилась многим, и мифический образ старца служит выражению этой идеи. В предании, записанном от известного сказителя Т.А. Чачиякова (текст 144), также отмечается, что Ощ>от-каан и его сын Шуну ведут завоевательные войны с со­ седними народами, а именно с китайским императором Эдьен-кда- ном. В обоих текстах и их вариантах (тексты 143, 144) Шуну по возвращении был наказан: за самовольство и жестокость посажен в глубокую яму в сорок аршин. Эдьен -каан, противник Ойрот-кадма (текст 144), испытывает муд­ рость и силу Калдан -каана, чтобы пойти на него войной. Почти во всех вариантах подчёркивается, что Эдьен-каан хотел удостовериться, жив ли Шуну. Если Шуну -батыр погиб, то Эдьен -каан был готов идти войной на Калдан -каана. Главный герой преданий Шуну умён, он обладает магическим даром. Исторические предания алтайцев не всегда реалистически отобра­ жают происходившие события, более того, под воздействием законов фольклорного повествования исторические персонажи приобретают фантастические качества, органично вписываясь в общую мифологи­ ческую картину мира, исторические события и факты трансформиру­ ются, пропускаются через сознание носителей фольклора. В преданиях идеализируется и рождение племянника Шуну — Та- бачи. В «Шуну» отмечается, что единственная дочь Ойрот-каана, се­ стра Шуну, забеременела, проглотив градинку, упавшую через дымо­ ход в золу очага, и родила сына по имени Табачи, который впослед­ ствии стал претендентом на престол (бл. 18 текста 143). Чоросский князь Даваци — «один из наследников по боковой линии ханской ветви овладел престолом ойротского хана с помощью хойтского нойона Амурсаны в конце 1752 — начале 1753 г., после очередного кровавого переворота. Однако его союз с Амурсаной ока­ зался непрочным и недолговечным. Амурсана, в благодарность за свою помощь и поддержку Даваци в борьбе за трон хана, вскоре потре­ бовал у него половину ханства, в том числе и Алтай» [Моисеев, 1983, с. 53]. В результате междоусобной войны с Амур-Саной, на стороне которого выступали китайско-маньчжурские войска, Давачи отступил в Кашгарию, где 16 июля 1756 г. был схвачен правителем города Куча и передан в руки цинов [Чимитдоржиев, 1978, с. 160]. Мотив борьбы между Амур-Саной и Табачи (в некоторых текстах и вариантах — Шуну) показан в эпизоде охоты (бл. 13, 14 текста 144; текст 145). В варианте, записанном В.В. Радловым, говорится о том,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2