Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)
смерти своего брата Сенге (1654—1672), и Цеван-Рабдан (1697—1727), сын Сенге. Галдану Ъошокту-кагану, стремившемуся к созданию цент рализованного государства в Джунгарии, приходилось сражаться с политическими противниками — маньчжурами. Исторические источники подтверждают, что прототипом героя преданий Шуну являлся средний сын Цеван-Рабдана — Шуна-Дамба [Чимитдоржиев, 1978, с. 193]. Шуну -батыр и Калдан -каан имели сложные взаимоотношения: это подтверждают исторические источни ки, где сообщается о том, что по приказу Галдан-Церена был ослеплён и отправлен в ссылку брат Шуну Баргай (Баранга) [Там же, с. 155]. Шуну стал популярным персонажем исторического фольклора и дру гих тюрко-монгольских народов. Согласно историческим данным, Шуна-Дамба (Шуну-Дава) родился от второй жены Цеван-Рабдана, дочери калмыцкого хана Аюке. В начале XVIII в. отношения между джунгарскими и калмыцкими ханами ухудшились из-за того, что Шуну-Дава, очевидно, покинул пределы Джунгарии и находился в ставке своего деда Аюке [Чимитдоржиев, 1978, с. 155]. Алтайские предания начинаются с обрисовки конфликтной ситуа ции, с указанием её причины — хан имел детей от двух жён, что порождало между сводными братьями соперничество за престол: «У каана Ойрота была одна дочь и двое сыновей. Им я единственной дочери — Коо-Таадьи, имя младшего сына — Шуну, старший сын — Амыр-Санаа» (« Ойрот деп каан jаны с кысту х а эки у у л д у бохгон. Jаныс кы зы ны к ады Коо-Тааjы, кичинек у у хы н ы к ады Шуну, jаан у у лы — Амыр-Санаа ») (бл. 1 текста 143). «У чёрного народа с кожаными поясами в прежние времена Калдан-Ойрот кааном был. У каана Калдан-Ойрота было двое детей. Старший ребёнок — дочь, имя её Эрке-Шуру, младший — сын, Шуну» (« Кайыш курлу кара ахбаты м ы н а к озо Калдан-Ойрот каанду бохгон. Калдан-Ойрот каан эки балалу болгон. Jаан бала- зы — кыс, ады Эрке-Шуру, кичинеги — у у л болгон, Шуну») (бл. 1 текста 144). В преданиях образ Шуну, сына Ойрот -каана, гиперболизирован: он показан как сильная личность с неординарным характером, наде лён огромной физической силой и умом. Шуну, не послушавшись отца, «подвергся наущению злого духа бурхана Тарике» и едет за воёвывать соседние народы (бл. 1 текста 143). По пути он встречает слепого старца в пещере, который проклинает его отца Тёрбён-Ой- рота и желает, чтобы его государство развалилось изнутри. Захватни
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2