Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)
странство, где духи «готовят» его в шаманы. В рассказе дано под робное описание изготовления шаманского костюма и ритуальных атрибутов — бубна и колотушки, которые создаются по особому заданию духов. В корпус тома вошло 14 исторических преданий, к ним выявле но также 17 вариантов. Большая часть преданий посвящена истори ческим событиям, происходившим в начале и середине XVIII в., в джунгарский период истории алтайцев. Джунгарское государство, соз данное западно-монгольскими племенами — ойратами, просущество вало приблизительно с 1635 по 1755 г. По историческим данным, летом 1755 г. оно прекратило существование, и цель, которую пре следовали цины в течение более ста лет, была наконец достигнута [Моисеев, 1983, с. 65]. В преданиях алтайцев, связанных с так назы ваемым ойратским периодом (ойрот каан тужында — букв, «во времена ойротского каана»), рассказывается о войнах, происходивших между джунгарами и маньчжурами (цинами), в которые невольно были втянуты тюркские племена Саяно-Алтая (подробнее см. об этом [Моисеев, 1983]). Они отражают социально-экономические, полити ческие отношения и этнические процессы, происходившие среди ал тайских племён в то время. История Джунгарии и народов Саяно-Алтая того времени подроб но рассматривалась в трудах Ш.Б. Чимитдоржиева [1978], И.Я. Злат- кина [1983], В.А. Моисеева [1983], Ч.Ч. Валиханова [1985]. К истори ческому фольклору, связанному с реальными личностями и их дея ниями, обращались такие исследователи, как М.И. Тулохонов [1973], Т.М. Садалова [2006]. Сравнение исторических фактов с преданиями даёт возможность составить полное представление о роли этих лич ностей в самосознании тюрко-монгольских племён в тот исторический период. Обращаясь к историческим преданиям, нельзя не отметить фольк- лоризацию образов исторических личностей, по отношению к которым фольклор проявляет удивительную избирательность, делая одних по ложительными героями, других — отрицательными, а некоторых во обще не удостаивает вниманием. В алтайских преданиях под именем Эдьен (Эjен -каан, Эjен-Боодо) выступает китайский правитель. Имя Калдан -каана собирательное, под названным так героем подразумеваются две личности: Галдан Бошокту -каган (1671—1697), который занял джунгарский трон после
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2