Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

щину. Живя с привезённой от кыпчаков женой, Дьабагаш имел трёх дочерей. Один ребёнок и два близнеца — три девочки. Дьабагаш же всё время на охоту ездил, по земле ходил. И он был очень мудрым*, знающим, предвидящим человеком. Его жена, когда дочери немного подросли, взяв их, в землю кыпча­ ков сбежала. 18 Она с Чолушпана, с берегов Алтын-Кёля бежала. Когда Дьа­ багаш был на охоте, ходил по земле, почувствовал, что она уходит от него... Почувствовав, погнался за ними. Когда она уже гору Сымылты переваливала, он свою жену, детей поймал. Он привязал свою жену к коням, на которых они ехали: [кони] разорвали её пополам, убили. Затем трёх своих дочерей принёс в жертву*. Обеих девочек-близнецов, старшую и младшую, при­ нёс в жертву, говоря: «Будьте вдвоём на пару духами-хозяйками двух священных гор*», — сказав, там принёс их в жертву. В горах Тус-Кёля есть две священные горы-близнецы. Их две. Одну дочь [Дьабагаш], через Баш-Кёс переправившись, к горе Чейне- лю приведя: — Отсюда напротив смотри за своими двумя сестрами! — сказав, там принёс в жертву. Вот затем человек по имени Дьабагаш ещё жил, жил, потом, поехав к сойонам, ещё одну девушку украв, привёз. Жил с ней. Когда он жил с ней, у них одна дочь родилась. Как только их единственная дочь немного подросла, его жена-сойонка, забрав свою дочь, тоже сбежала. 19 Тогда человек по имени Дьабагаш эту жену-сойонку догнал, когда она бежала, забрав свою дочь. Когда молодая женщина гору Дьееренек перевалила, догнав, поймал её. Жену, мать с дочерью, привязав к лошадям, на которых они ехали, тоже ра­ зорвал, убил. А дочке отрубил голову. То место же назвали Кыс-Бажы*. Место, где он голову дочери отрубил. На том мес­ те, где переваливают в землю сойонов, есть перевал Кыс-Бажы, такое место есть. Так названное место. В конце концов Дьабагаш, думая, что ж е делать, решил в отоке подыскать себе жену, из своей земли жену взял. Зажил с ней. От этой женщины он имел одного сына. С той поры в роду Дьабагаша в течение семи поколений только по одному сыну появлялось, так его потомство росло. В течение семи по­ колений называя своих сыновей Дьабагаш и Дьабагаш, в течение долгого времени потомство Дьабагаша так и продолжало расти.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2