Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

ехали, ехали. Когда на большой горе переезжали перевал, по которому переваливают к сойонам, не перевалив перевал, на этой стороне тот рыжий конь издох. 15 Когда [конь] издох, они тело коня на этой самой горе оста­ вили, те сойоны это место назвали Дьеерен-Ат*. Вот почему они этого коня так насильно вели, ведь нет другого такого алыпа на Алтае, как Кайракан-Дьарнак, который мог бы так простре­ лить коня через Алтын-Кёль. «Если об этом словами рассказы­ вать, то каа сары-сойонов может не поверить», — так думая, вот поэтому вели коня впереди целого войска, чтобы показать коня живым. Когда конь умер, эту гору так Дьеерен-Ат и на­ звали. Гора-перевал с названием Дьеерен-Ат до сих пор там есть. Так сойоны шли, спотыкаясь. После этого сойоны не долж­ ны были нападать на наш теленгитский народ. А два сына Кайракан-Дьарнака так и ходили зверовать-пти- цевать. У его сына по имени Кёбёгёш от жены Дьытасай семе­ ро сыновей было. Самого старшего сына из семерых назвали Теле, потому что сам Кайракан-Дьарнак был из рода теле. Этот род иначе ещё называли телю или тёлёс*. Род теле сойоны те- ленгит называют. Такой народ теле был, оказывается. 16 Среднего из семи сыновей отец назвал своим именем — Кё­ бёгёш, именем своего отца. Этот средний сын тоже в деда уродился. С коричневыми пятнами размером с овечью голову между двумя его лопатками. К тому же ему дали имя — Кё- бёк-Дьарнак. Именем деда, в честь него назвали. Из семи сы­ новей этого среднего сына зайсаном выбрали. Его Кёбёгёшем не звали, его Кёбёк-Дьарнаком звали. Так, сыновья Кёбёгёша носили такие имена: Теле (Тёлёс), Алмат, Саал, Кёбёк-Дьарнак, Кыпчак, Дьытас, Оргончы. Так, от имён этих семерых сыновей пошли роды. Сын Кайракан-Дьар­ нака, Дьабагаш, долгое время ходил неженатым. 17 Так жил, но однажды он, поехав в племя кыпчаков, у вра­ гов, с которыми он прежде воевал, девушку украв, привёз. По­ чему так это случилось: люди по происхождению алыпы, воз­ главляющие племя, не должны были брать в жёны своих жен­ щин, из своего отока, оказывается. Не берут в жёны женщин из своего отока , берут со стороны. Тогда, следуя этому [обычаю], старший сын Кайракан-Дьарна­ ка Дьабагаш долгое время не женился, затем поехал, привёз жен-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2