Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)
ракан-Дьарнака на подстилку, жалуясь, напевая-напевая, пово локла, потащила. С берега Алтын-Кёля до устья Баш-Куш и Ак-Чолушпа ей надо было идти. Туда дошла. Есть её песня, которую она, жалуясь, пела по пути: Дочкой жестокого сойона я была, Семейный очаг Кайракана я охраняла*, Дочкой знаменитого сойона я была, Семейный очаг Дьарнака я охраняла, — так. 13 Так, жалуясь, пела-пела, дотащила до места, где две реки сливаются. Дойдя, подумала: «Что, если бросить его в чистом поле?» Вот так, оглядываясь вокруг, такую яму, прорытую дож дями, увидела. Ну, рытвина. Она, подойдя к яме, оставив [тело], туда-сюда смотрит — в одном месте из одного корня семь порослей берез выросли. Молодая женщина подумала: «Погоди-ка, почему в кон це он велел не соблюдать обычай почитания свёкра-отца, велел пестрой берёзой его называть?* Это, наверное, что-то значит?» Та женщина, эту поросль с семью корнями вместе с землёй выдернув, принесла её на останки свёкра*: «Будь пёстрой бёре- зой!» — сказав, посадила. Название этого места и теперь Ала- Кайынг*. Ала-Кайынг — там, где сливаются реки Чолушпа и Баш-Куш. Так невестка похоронила его. 14 Теперь сары-сойоны, когда Кайракан-Дьарнак семислойный потник, служивший мишенью, прострелил стрелой, наконечни ком грудь коня пробил, древко её застряло, сильно перепугались. Силы рыжего коня всё ещё не покидали его, потому что древ ко застряло. Наконечник воткнулся, но рыжего коня не пробил [насмерть], конец древка с одной стороны застрял. Тогда, думая, что если выдернуть его, то конь обессилеет, сойоны плотно за шили ему рану с двух сторон, чтобы кровь не текла, в том месте, куда вонзилась стрела. Плотно зашив [его рану], взяв рыжего коня за повод, пове ли. В землю сойонов. Есть река Кёбё, спускающаяся с верховий Алтын-Кёля. С этой стороны она в Чолушпа впадает, с той сто роны в неё река Кыгы впадает. Вверх по Кыгы есть дорога, по которой переваливают к сойонам. По этой самой дороге ехали,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2