Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

Так, происхождение рода алмат алтайцы связывают с женщиной-ал - мыской (текст 117), родов мундус, кочкор-мундус и тёлёс — с ж ен ­ щиной, проглотившей две градинки (текст 118), рода кыпчак — со змеёй (тексты 124—127), представители рода очи произошли от бе­ рёзы (текст 122), модоры и монголы — от таволожника (текст 129). Говоря о происхождении рода, рассказчики прежде всего «вспомина­ ют» родовую дразнилку-чоло, содержание которой не всегда бывает приятно слышать представителям того или иного рода. В них могут быть и хвалебные слова, но чаще всего в дразнилках-чоло высмеива­ ется какой-либо казус, происходивший с человеком из этого рода. В предании «Ребёнок, родившийся от алмы са » прародительницей рода алмат выступает алмыска. Согласно преданию (текст 117, его вере. 1—4), человек из рода кёбёк (кöбöк) или тёлёс (шööлöс) ж е ­ нился на алмыске, у них родились дети, от которых и произошли алматы. Содержание преданий о шаманах разнообразно: они рассказыва­ ют о чудесных способностях и деяниях шаманов (глотание огня, предметов, перевоплощение, полёты), о состязаниях шаманов между собой, об уничтожении (сожжении) шаманов. В предании «Калтас-шаман» (текст 133) главным персонажем является Калтас / Калпас — реальная личность, жившая в XVIII в., во времена ойротского владычества. Он был предком шамана Пупый- ланга из рода мундус, проживавшего в с. Чичке-Чаргы. В книге А.В. Анохина описано, как по распоряжению ойротского чиновника Калпаса жгли на костре вместе с другими восемью шаманами, нö он, превратившись в гуся, улетает [Анохин, 1924, с. 112—113]. В пре­ дании «Сармас-кам» шаман во время проведения обряда превраща­ ется в медведя [Алтай кеп-куучындар, 1994, с. 152]. В тексте «Сюремей-шаман» (текст 135), записанном в 1984 г. И.Б. Шинжиным от представительницы туба-кижи У.Г. Улагашевой, рас­ сказывается о некогда жившей шаманке по имени Канаа, о которой писал также А.В. Анохин [1924, с. 112—113]. В более раннем варианте этого предания вместо шамана Сюремея назван другой человек — тор­ говец по имени Кёкён, проживавший на р. Кокше, притоке р. Бии. В биографическом рассказе «Мой отец был шаманом» (текст 138), записанном в 2005 г., подробно описывается получение шаманского дара отцом рассказчика. Обретение шаманского дара начинается с того, что человек заболевает, теряет сознание, попадает в иное про

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2