Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

Нашей горой была Карайа. Когда Чаптыгану ту чёрную де­ вочку принесли в жертву, Чаптыган был с жертвой. Гора же мундусов — Карайа. Карайа спросила: «У тебя есть жертва?» — так. Они, вдвоём поговорив, [из-за этого и] поссорились. 4 После этого тот Эрюлдей так сохранил свой алтайский народ, парень, собиравший налог с алтайцев и плативший дань каану. Когда платил, центр каана в Кузнецке был. Он [Эрюлдей], бе­ личьи шкуры собрав, отвозил, платил [дань] и оттуда на лыжах возвращался. Тогда, каан говорил: «Этот алтайский народ платит налог хорошо». То, что привозили алтайцы, если так посмотреть, была одна лишь белка, денег не было, отдавали белками, лишь в глаз белки стреляли*. Так, это было похоже, что он так алтайский народ похвалил. Вот как он хвалил ещё: «На их земле нет ни одного срубленного пня, деревья без билетов*». 154. ДЬАРНАК 1 Дьарнак был человеком с крупными костями-статью. Откуда он в эти места прибыл? Никто не знает. Скорее всего, он в каком-нибудь уголке Алтая родился, вырос. Но он твёрдо решил, что будет жить на берегу Алтын-Кёля, оказывается. У Дьарнака была песня. Люди из этих мест, услышав его песню, догадываясь, говорили, что этот человек правда прибыл издалека. Песня Дьарнака была такая: Вдоль реки Эдил* Кости племени-народа моего остались. Вдоль реки Дьаик Кости народа-племени моего остались. На опушку леса Аба-Дьиш С трудом добрались мы, чтобы жить. На берега Алтын-Кёля Прибыли мы, чтобы остаться. Ала-Куурай, Алтай мой, В Аба-Дьише позволь нам порадоваться. С Алтын-Кёлем, Алтай мой, Благословение дав, позволь нам жить. 2 Дьарнак на этот Алтай в молодости, молодым прибыл. Тогда его имени-то люди не знали. Молодой и такой сильный человек. 2-1 Заказ Ха 516

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2