Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

возникает сильный ветер: «Когда в [долине между] Дьоло и Кайыр- лыком эта птица [Кан-Кереде], взмахнув [крыльями], полетела, силь­ ный ветер поднялся. Из-за этого в долине Каракола всегда ветрено, в долине Дьоло тоже» (текст 106). Эта птица, вьющая своё гнездо высоко на дереве, ассоциируется с мифической птицей Гаруда (Кан- Кереде) из древнеиндийской мифологии. В тексте «Долина, названная в честь верблюда» раскрывается се­ мантика топонима Саратан, названного в честь верблюда с соловым окрасом, который остался в живых в суровых горных климатических условиях Алтая (текст 113). Картина этногенеза алтайцев сложилась на основе выводов, полу­ ченных из этнографических материалов, содержащихся в опублико­ ванных источниках XVII—XIX вв., в трудах Г.Ф. Миллера [1937, 1941], Л.П. Потапова [1953, 1969] и др. Согласно данным переписи 1897 г., состав родов у южных и северных алтайцев различался. Как отмеча­ ет Л.П. Потапов, у теленгитов и тёлёсов, проживавших в 1-й и 2-й Чуйской волости, было зарегистрировано 15 родов, у собственно ал­ тайцев — 36 родов, у тубаларов — 22 рода, у чалканцев — 2 рода, у кумандинцев — 6 родов [1969, с. 23—24]. Само слово «сеок» ( сööк ), кроме значения «род, поколение», име­ ло смысл «кость, останки, кладбище». У алтайцев, как и у других народов, с костью связывались представления о жизненной силе, пе­ редаваемой из поколения в поколение. «Поэтому, — считает А.М. Са- галаев, — применительно к тюркской культуре правильнее говорить не столько о кровном родстве, сколько о родстве по кости. Люди полагали, что у членов одного рода одинаковые кости» [1990, с. 39— 40]. Это подтверждают алтайские предания о разделении целостного некогда родового коллектива. Деление рода напрямую связывают с распределением костей или частей тела животного. Так, в предании о кыпчаках (текст 127) один из братьев, съевший толстую кишку животного, был назван кёдёнчи-кыпчаком (см. коммент. к тексту 127). Считается, что от него произошла алтайская ветвь кыпчаков. От брата, схватившего загривок, пошли дьалчи-кыпчаки. Народные предания о родах дают разные интерпретации появ­ ления тех или иных родов и их подразделений, отражают историю их взаимоотношений. В томе представлены 16 преданий о происхо­ ждении родов тёлёс, тодош, мундус, очи, каршит, майман, кыпчак, монгол и др. (тексты 117—132). Происхождение некоторых из них идеализируется мифологическими и тотемистическими воззрениями. 3 З аказ № 5 1 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2