Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)
1 Мы — народ Шал-Кайракана. Нас, теленгитов, было шесть десят тюменов*. Шал-Кайракан, возглавив свой народ, его из войны вывел. Позже Шал-Кайракан своему каану-бию подать отвозил*. После того, как Шал-Кайракан умер, его сын Ак-Сыба-башмр каану-бию подать стал возить. Тогда среди народа пошёл слух о том, что Ак-Сыба -батыр подать, собранную у людей, не достав ляя каану-бию , себе забирает, [такой] слух прошёл. Этот слух дошёл до каан-бия. Поэтому каан-бий против Ак-Сыба-&гтмрл чёрные мысли затаил. 2 Когда Ак-Сыба привёз подать, каан-бий, приказав изготовить трубку из кости коня, в эту трубку яд положив, прикурил та бак и Ак-Сыбе-батыру, чтобы он покурил, дал, оказывается. Когда Ак-Сыба, взяв трубку, закурил, его трубка от яда за горелась, расплавилась. Ак-Сыба -батыр, до своей земли добрав шись, пожелтев, как золото, заболел и умер. Когда Ак-Сыба -ба тыр умирал, сказал: — Народ мой [против меня] чёрное замыслил. Когда я умру, моё тело-кости сожгите, прах мой отвезите в мою родную зем лю, развейте*, — так сказал. Когда Ак-Сыба умер, его тело-кости в огне сожгли, прах его в платок завернув, единственная сестра Ак-Сыбы, доставив этот прах на его [родную] землю, развеяла. Сестра [Ак-Сыбы] с этой земли не вернулась. [С тех пор] теленгиты на этой земле стали жить. 150. О БООРЕ 1 Боор был алтайцем. Его отец из майманов. Отец Боора Солтон жил в верховьях Иртыша. В местности Таш-Соку. Наш каан там жил. Боор там обучался грамоте. Семнадцать лет учился в школе. Калдан -каан пропал. Сорок лет народ ничего не знал о нём. Казахи, узнав об этом, задумали на него [алтайский народ] напасть. Потом китайцы начали завоёвывать их. Майманы тоже от каана бежали, они хотели, чтобы не было каана. Министры держали народ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2