Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

скопления злых духов ( тургаков ), в силу шаманской лиственницы, где пребывает дух-хозяин местности. Издавна в народе существовали средства защиты от злых духов, в том числе и насылаемых шамана­ ми: например, плеть, колючие ветки кустарника. Эти предметы ал­ тайцы обычно подвешивают над входной дверью юрты или дома. Кроме того, в ситуациях встречи со злыми силами люди считают возможным справиться с ними призыванием православных святых, чтением молитв. Некоторые кеп-куучындар посвящены объяснению значения са­ кральных и культурных предметов алтайцев: магического камня дьа- да, с помощью которого управляют погодой, получения дара игры на топшуре , ики ли , комусе, книги с «сучковатым» письмом ( будак би- чик), которую сжевала корова (текст 66). Здесь под «сучковатым» письмом, вероятнее всего, имеется в виду руническое письмо, суще­ ствовавшее в прошлом у многих народов. Появление музыкальных инструментов — комуса, топшура, и к и ли — связывается в фольк­ лоре с духами-хозяевами и бурканами, которые очень любят музыку; они «подсказали» людям, как изготавливать эти инструменты, научи­ ли играть на них и исполнять кай (тексты 67—70). В том включены рассказы, связанные с правилами, регламенти­ рующими поведение охотников. Запрещено стрелять в дикое живот­ ное, которое само приходит к людям. Это объясняется тем, что в облике марала, косули или даже змеи может прийти душа ( сюне ) близкого человека, которому предназначено уйти в иной мир (текст 61). Застрелив животное, можно ускорить наступление смерти родствен­ ника. Если приползёт змея, то нужно прогнать её, обрызгивая моло­ ком, желательно в сторону заката солнца. Известно, что характерное для анимизма представление о переселении души человека в живот­ ного — это доминанта языческого мировоззрения. В мифологическом сознании многих народов змея предстаёт как воплощение отрицатель­ ного начала, имеющего отношение к потустороннему миру. У телен- гитов, как и у других тюркских народов Сибири, существует поверье, что если змея ползёт в сторону солнца или на восток, то она как бы «забирает» годы жизни человека, поэтому её надо направить в запад­ ную сторону, в сторону заката. Для алтайцев, как и для других младописьменных народов, устное предание являлось единственным способом сохранения своей истории. В фольклористике жанр «предание» определяется как «распростра­ нённый в народе устный рассказ с установкой на объяснение прошлой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2