Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

Ойрот-каана, став беглецами, ушли. Их здешние люди, так об­ хитрив, по одному-по одному убивали. Одного охотники: «Пой­ дёмте охотиться на медведя», — так за собой заманив, в тайге убили. Второго: «Зверя добывать вместе пойдём», — так уведя, убили. Третьего же: «В доме-юрте токчок готовят, пойдём его есть», — так, обхитрив, увели, убили. Так последних беглецов здешние люди уничтожили. Сам Ойрот -каан на Алтае вновь не появлялся. 147. ОЙРОТ-КААН Об Ойрот-каане я тоже слышал. Раньше, когда Ойрот-каан нашу землю покидал, уезжая, так сказал: — На алтайскую землю обратно вернусь. В облике двенадца­ тилетнего ребёнка из рода чагандык появлюсь. Чёрный мой на­ род с кожаным поясом по его чёрным глазам узнаю. Хвост вороного коня до колена отмерив, отрезал, верхушку черной ивы отрубив мечом, сказал: — Когда верхушка чёрной ивы до неба дорастёт, когда хвост чёрного коня до бабок его отрастёт, вернусь*. 148. СЫН ЭЗЕНА - ЭР-ЧАДАК 1 Алтайцы халха-монголам* дань три года не платили, оказы­ вается. Посланцев, монголов, отправленных последними, убили, оказывается. Разозлившись на это, чтобы снова поработить Ал­ тай, [монголы] сына Эзена, Эр-Чадака послали. Чадак сам сыном алтайца был, оказывается. Когда он у ма­ тери родился, у него два позвонка в пояснице были сросшими­ ся*, говорят. Чадак сам от роду был бодрым, шустрым, сильным мальчиком. О том, что он такой от роду человек, весь народ на Алтае знал, оказывается. В то время, отняв его у отца-матери, монголы увезли [его к себе]. В три года с матерью, кормившей его, с Алтаем, где родился-появился, разлучённый Чадак забыл всё. Когда он возмужал, монголы дали ему возглавить войско. Сын Эзена, Эр-Чадак, жестокое войско монголов возглавив, столь­ ко народов покорил. В конце концов Чадака на Алтай послали,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2