Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)
хов-хозяев конкретной местности; они сводились к различным запре там, оберегающим покой духов-хозяев природы и их богатства. Здесь просматривается экологически верное отношение алтайцев к окру жающей природе, а такж е рациональная основа, вытекающая из опы та жизни. Отдельную группу составляют мифологические рассказы, в кото рых повествуется о контактах людей с вредоносными духами Сред него и Нижнего мира ( кёрмёсами , тургаками, алмысами). Рассказ чики повествуют о случившемся событии как его очевидцы. Чаще всего это охотники или пастухи, которые по роду занятий подолгу бывают в безлюдных местах, в горах, в лесу. Необычные события, произошедшие с ними там, они связывали со сверхъестественными существами иного мира. Н а Алтае широко бытуют рассказы, связанные со случаями, когда лошадь внезапно останавливается на дороге. Такое случается, когда она оказывается в местах скопления злых духов (т ургак/ турлак ), которые якобы «стреноживают» лошадей, когда они проезжают такое место. Человек, побывавший в таком месте, не живёт долго (текс ты 84—87, 89). Распространёнными такж е являются рассказы об а \ - мы сах — оборотнях с медными зубами и когтями, которые семьями живут в горах, где много глины, похищают детей, пожирают людей, изводят коней, сводят с ума человека (тексты 88, 90—96). Мифологические рассказы о синем быке (кок бука) — духе-хо- зяине местности до сих пор бытуют у современных теленгитов. Его образ известен тюрко-монгольским народам Сибири — алтайцам, бу рятам, хакасам , шорцам. Синий бык у бурят выступает как предок, по представлениям хакасов и тувинцев, от рёва быка все коровы становятся стельными. В мифологическом сознании алтайцев он ассо циируется со злым духом (кёрмёсом). По утверждению рассказчика Т.И. Токоёкова из с. Балыктуюль, синего быка видели многие из его земляков. Из-за того, что он вредил людям, дух-хозяин Алтая держал его на привязи. Затем бык, освободившись, снова ходил по Алтаю. После того, как в горах поставили крест, синего быка удалось загнать в Телецкое озеро, откуда он не смог выбраться (текст 97). Большин ство населения села, в котором проживает рассказчик, — православ ные христиане, посещающие церковь. Несмотря на это, для них характерно двоеверие: они поклоняются природе, привязывают белые ленты в святых местах, на перевалах, у источннкоъ-аржанов, верят в существование духов-хозяев гор, злых духов (алмысов, кёрмёсов), мест
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2