Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)
Когул-Тус, ныне её зовут Солоновкой. Вот она [Беш], до Соло- новки дойдя, потом опять вверх течёт, течёт... До Смоленского дошла или не дошла? В Обь вошла. Дальше [эта река] как река Обь потекла. Это всё те самые места, где происходили битвы- войны, раньше там алтайцы жили. 144. ШУНУ 1 У чёрного народа с кожаными поясами* в прежние времена Калдан-Ойрот кааном был*. У каана Калдан-Ойрота было двое детей. Старший ребёнок — дочь, имя её Эрке-Шуру, младший был сын, Шуну. Старшая дочь Калдан-Ойрота за сына Эдьен- каана* вышла замуж. Эдьен -каан и Калдан-Ойрот были свата ми, породнившимися людьми. Однажды Калдан-Ойрот к Эдьен-хаакj, в землю своего сва та, в гости поехал. Распивая араку, чеген, столько времени празд новали. Так празднуя, в один день Калдан-Ойрот своему свату ЭАъен-каану говорит: — Моего зятя и мою дочь отдай мне. В свою землю возьму их, на моей земле их поселю, — сказал. Выслушав его, Эдьен -каан в ответ сказал: — В страну кровь глотавшего Калдан-Ойрота с чёрно-серыми мыслями* сына своего, невестку свою не отдам, — сказал. Услышав это, Калдан-Ойрот очень рассердился и, сев верхом на своего сивого, как железо, коня, в свою землю-страну уе хал. 2 В свою землю прибыв, многосотенное войско собрав, сказав, что хочет разгромить страну Эдьен -каана, снова отправился. Когда они до страны Эдьен-хаана доехали, никого не было, кто бы [вышел] навстречу с ними повоевать. Народ Эдьен -каана, по вернувшись к ним спиной, только и молится. Калдан-хаам це лых три года, ведя за собой всё своё войско, ездил [по земле Эдьен -каана], так ничего он им и не сделал. Даже и не повое вал. Снова на свой Алтай отправился. Когда на свой Алтай он вернулся, Шуну, его сын, спросил: — Три года провоевав, что видели-слышали, отец? — гово рит. Отец в ответ говорит: — Народ Эдьен-хаака только и делает, что молится, от нас отвернувшись. Даже в лицо не посмотрели, с нами даже не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2