Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)
отношение к двум разным культурным традициям — к шаманизму и буддизму: то верховное божество Ульген (Кудай, Тенгери), то не бесный Дракон. Согласно этиологическим рассказам алтайцев, сурок ( тарбаган ) раньше тоже был человеком. В сурка превратился охотник, который проклял сам себя, стал животным и отрезал свой большой палец из-за того, что истреблял зверей и птиц, стрелял в летящую пти цу — в разных вариантах то в коршуна, то в ласточку, то в мифи ческого орла Кан-Кереде (от древне-индийского Garuda — «пожира тель»). В тувинской и бурятской версиях он стрелял в солнца, кото рых в то мифическое время на небе было более одного. В тексте, записанном от Найдына, богдошабинца из Урги, охотник стреляет в четыре солнца. Он застрелил три из них. Бог Бурхын-бакши испу гался, что не будет света на земле, и обратил этого охотника в сур ка [Потанин, 1883, с. 179]. В несказочной прозе алтайцев также бытуют рассказы, объясняю щие, откуда появились те или иные ритуальные предметы, например, жертвенные животные-идолы. В тексте « Заяц-дъайык » («Койон- дьайык», 42) повествуется о том, как и почему заяц стал священным духом-покровителем дома алтайцев — дьайыком, оберегом жизни хозяев. Алтайцы почтительно называют его айгыр койон — «заяц- самец», или айгыр т улей — «глухой жеребец» [Анохин, 1924, с. 60] и изображают на бубне шамана наряду с другими символами. В других кеп-куучындар о животных отражены представления людей об особенностях внешнего облика и повадок животных. Они объясняют, почему то или иное животное или птица обладают имен но этими качествами, окрасом; рассказывают об увечьях, которые получили животные во время драк, об обмене частями тела (рогами, хвостами), о появлении у них характерных признаков, звуков, которые • издают птицы, о перебранке между животными, о явлениях природы, к которым причастны животные и птицы. Например, полоски на спине у бурундука оставил Кудай, ударив бурундука из-за того, что он слишком жадно заготавливал на зиму кедровые шишки (текст 51). Мифологические рассказы алтайцев о духах-хозяевах гор ( таг / туу ээзи ), рек, озёр (суу / суг ээзи) связаны с древними анимистическими воззрениями и культом природы (тексты 71—83). В прошлом каждый алтайский род имел свою гору, которую почитали как родового по кровителя {ару тöс — «чистый дух покровителя-предка»), от воли которого зависело благополучие всего рода. К духу-хозяину горы об-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2