Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)
ну], пищи не пивший-не евший, остался в живых, [Тёрбён-Ой- рот] не спросил. Сам ведь обо всём догадывался Тёрбён-Ой- рот! — Теперь что с ним [луком] делать? — когда так спросили [, отец ответил]: — Ну, подошёл срок-день отвезти его обратно... Ойрот -каан, сколько было батыров, силачей, всех собрал, весь народ свой посадил. Теперь надо принести лук для испыта ния. Его ведь его батыры, силачи должны были принести, ока зывается. Когда принесли, положили возле двери, [этот лук] со брали, как сейчас трактор собирают. Когда принесли: «Что с ним здесь делать? — так спросили. — Это [лук], может быть, для того, чтобы положить его перед начальниками для почестей и славы? Может быть, он в конце концов принесёт с собой горе- беду, из-за него может начаться страшная война?» — так раз мышляли. — Для этого, наверное, он сделан? Иначе зачем его сюда привезли? — ещё один большой батыр так сказал. 17 Потом сказали ведь (ну, заранее Шуну так велел им, оказы вается) : — Ну, пусть раб Тастаракай*, сидящий возле двери, потянуть- потащить его [лук] попробует. Раз и понесли его: — Ближе к старшим положить его? — так спросили те люди. — Что делать с тем, что вы принесли? — А сами знаете, что делать. А нам опять надо тащить... По одному снова попробовав натянуть лук, не сумели натя нуть [тетиву] до зарубки, предназначенной для Шуну (а ведь это были сильные батыры ), тогда они [сказали]: — А что если [дать натянуть] этому никчёмному Тастаракаю, сидящему у порога двери без дела, этому рабу? Он тоже сильный, что будет, если дать натянуть [лук] человеку с костями баты- ра\ — когда они так сказали: — Ну, пусть он натянет, — [посланники] согласились. Когда принесли [лук], этот Шуну, тут ж е его схватив, стал натягивать и натягивать. Натянув тот лук через все зарубки, сломал его. Когда он сломался, собрав всё в охапку, выбросил за дверь. От людей ни звука не слышно, ничего не слышно. Опять
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2