Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

ну], пищи не пивший-не евший, остался в живых, [Тёрбён-Ой- рот] не спросил. Сам ведь обо всём догадывался Тёрбён-Ой- рот! — Теперь что с ним [луком] делать? — когда так спросили [, отец ответил]: — Ну, подошёл срок-день отвезти его обратно... Ойрот -каан, сколько было батыров, силачей, всех собрал, весь народ свой посадил. Теперь надо принести лук для испыта­ ния. Его ведь его батыры, силачи должны были принести, ока­ зывается. Когда принесли, положили возле двери, [этот лук] со­ брали, как сейчас трактор собирают. Когда принесли: «Что с ним здесь делать? — так спросили. — Это [лук], может быть, для того, чтобы положить его перед начальниками для почестей и славы? Может быть, он в конце концов принесёт с собой горе- беду, из-за него может начаться страшная война?» — так раз­ мышляли. — Для этого, наверное, он сделан? Иначе зачем его сюда привезли? — ещё один большой батыр так сказал. 17 Потом сказали ведь (ну, заранее Шуну так велел им, оказы­ вается) : — Ну, пусть раб Тастаракай*, сидящий возле двери, потянуть- потащить его [лук] попробует. Раз и понесли его: — Ближе к старшим положить его? — так спросили те люди. — Что делать с тем, что вы принесли? — А сами знаете, что делать. А нам опять надо тащить... По одному снова попробовав натянуть лук, не сумели натя­ нуть [тетиву] до зарубки, предназначенной для Шуну (а ведь это были сильные батыры ), тогда они [сказали]: — А что если [дать натянуть] этому никчёмному Тастаракаю, сидящему у порога двери без дела, этому рабу? Он тоже сильный, что будет, если дать натянуть [лук] человеку с костями баты- ра\ — когда они так сказали: — Ну, пусть он натянет, — [посланники] согласились. Когда принесли [лук], этот Шуну, тут ж е его схватив, стал натягивать и натягивать. Натянув тот лук через все зарубки, сломал его. Когда он сломался, собрав всё в охапку, выбросил за дверь. От людей ни звука не слышно, ничего не слышно. Опять

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2