Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

Оноҥ арткан неме — артар, Что останется после этого — то и останется, Артпаган неме — артпас. Что не останется — то не останется. (текст 34, стк. 22—27). Полное разрушение символизирует возвращение к хаосу и впо- следствие возникновение новой земли. Значительное место в мифологической прозе алтайцев занимают кеп-куучындар о животных. В этот том вошли 29 таких текстов. В них прослеживается установка на познание мира животных, бережное отношение человека к природе и животному миру. Происхождение разных животных связано с актом сотворения мира и человека. Од­ них животных создало светлое божество Ульген (Кудай), других — бо­ жество Нижнего мира Эрлик. С Верхним миром, миром светлых божеств, соотносятся такие птицы, как гусь, лебедь, орёл. Со Сред­ ним миром связаны все домашние животные, созданные для блага человека: лошадь, корова, олень, овца и т.д. К Нижнему миру имеют отношение все существа, созданные Эрликом: верблюд, медведь, сви­ нья, як, бык, коза, змея, лягушка, мышь, рыбы и т.д. Для большинства этих рассказов характерно оборотничество пер­ сонажей (человека, шамана, духа-божества) в животное или птицу, что обусловлено различными явлениями: «...с одной стороны, тотеми­ стическими представлениями о кровном родстве человека и живот­ ного, с другой — анимистическими верованиями, в соответствии с которыми не только тотемный предок, но и человек, животное и даже любой природный объект либо предмет наделены “нетленной сущностью”, “жизненной силой”, остающейся неизменной при всех метаморфозах её обладателя» [Криничная, 1988, с. 35]. Причиной для превращения является осуждение совершённого персонажем проступ­ ка, например, воровства, уничтожения чего-либо, несоблюдения мо ­ рально-этических норм и правил, установленных коллективом. Так, в некоторых мифологических рассказах человек превращается в летягу, сурка, медведя, кукушку. Согласно шаманскому мифу, белка-летяга ( бабырган ) была небо­ жителем, но ей пришлось спуститься на землю из-за того, что она случайно пнула в глаз сына верховного божества. В разных вариантах верховное божество и его сын названы по-разному (Тэнгре-Кан, Тэнгрэ, Кудай, Ульген и Кан-Джаик, Джаик, Кан-Дьайык соответст­ венно — см. вар. 1—6 текста 39). В одном из вариантов Дж аик бросился за белкой, сошёл на землю, но не мог её найти: летяга

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2