Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

чего заболел человек, не напал ли на него дух земли-воды. У этих духов свои имена. Есть имена духов: Эрен, Сагал-кам, Бу- лут -каан, Караш, Дьелбис — дух-хозяин земли-реки, Кыйак, Абы- кам*. Чтобы, молясь, говорить с каждым, есть разные-разные слова. 139. ШАМАН АЛТЫН ТОН* 1 Человека по имени Алтын Тон тоже в тюрьму отсюда по­ гнали*. Потом, когда погнали, только его посадили в тюрьму, на несколько замков замкнув, как тот человек [Алтын Тон] по улице расхаживал, говорят. Ведь его тоже погнали, потому что он был шаманом. Потом, не поверив в способности того чело­ века, его к священнику повели. Когда к священнику привели, священник сказал, чтобы того человека освободили, отпустили. «Этого человека зря не держите, — сказал. — Этого человека отпустите». 2 Когда его заперли [в тюрьме] на замок и ушли, тот человек, снова из тюрьмы выйдя, на завалинке тюрьмы сидел. Когда [охранники] пришли, он снаружи ходит. Придя, посмотрели: человека [в тюрьме] нет, а двери на замке. Потом того чело­ века домой отправили. У этого священника же была [риза], золотом расшитая, сильно разукрашенная, позолоченная. [Свя­ щенник,] эту свою одежду на того [шамана] надев, отдав её как подарок, отправил [его домой]. Поэтому того человека так и назвали, Алтын Тон. Имя этого человека совсем другое. И отец мой его боялся, его не называл по имени, это очень ве­ ликие, страшно сильные люди. 140. ШАМАНСКАЯ ЛИСТВЕННИЦА Шаман по имени Орбонг был, говорят. Там, в этой роще шаман жил. Потом, когда этот шаман умер, его бубен его брат повесил на одну лиственницу, говорят. Потом, не вытерпев сту­ ка бубна, ту лиственницу поджёг, говорят. Когда поджег, та ли­ ственница, конечно же, сгорела, раз поджёг. Вместе с бубном и сгорела, кажется. Потом у той дороги такая же шаманская ли­ ственница выросла. Тот шаман, перевоплотившись, он у дороги [в виде] шаманской лиственницы вырос.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2