Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

Шаман, пошаманив, говорит: — О чём вы просили, я выполнил. Ну, Эрлик-аба идёт. Даль­ ше о чём говорить, вы сами знаете. Сидящие [здесь] люди это­ го человека не смогут увидеть, но я сделал так, чтобы Вы, Эр- Монгус, смогли увидеть, ну. Не прошло много времени. У изножия очага с бородой, с большим острым носом, с бровями, как густой лес, Эрлик-бмм появился. Эр-Монгусу говорит: — На лунно-солнечный Алтай я ведь не имею права выхо­ дить. Зачем, мучая меня, вызвал? Эр-Монгус в ответ говорит: — Ты маленьких детей уносишь. У матерей из обеих грудей молоко течёт, из обоих глаз слёзы текут, они с плачем-стоном остаются. Матерей ты уносишь, у ребёнка язык-губы сохнут, он остаётся, плача. Почему ты так поступаешь? Об этом я хотел услышать. 4 Эрлик -аба в ответ говорит: — Человек он и есть человек. По нужде и косулю застрелит. У её однолетнего козлёнка оба глаза высыхают, в языке-пасти высыхает, он умирает. [Иногда человек и] её козлёнка убивает. У матери белое молозиво течёт, соски вымени ноют, она муча­ ется. Поэтому все поставлены нами в равные условия, — так отвечает. После этого Эрлик -бий Эр-Монгуса проклинает, плюёт: «Имей семерых детей, пусть семеро твоих сыновей станут воро- жеями-гадалыциками*, дальше пусть у тебя не будет дьурта \» — так прокляв, ушёл в Нижний мир. После этого у Эр-Монгуса семь сыновей было. Семеро сы­ новей ворожеями-гадалыциками были. Затем сыновья Эр-Монгу­ са все поумирали, Эр-Монгус остался без дьурта. Вот и всё, что я слышал из рассказа. Это правда ли, ложь ли, откуда мне знать? 135. СЮРЕМЕЙ-ШАМАН 1 Шаман по имени Сюремей на этой земле жил. В то время это была [долина] Улалу. Он жил в долине Улалу. Тогда он, как командированный, туда-сюда ездил, шаманил. Он по земле Дьиш ездил. По своей земле Дьиш. По Алтаю не ездил.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2