Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

Плеяды (Улкер, Мечин), о Полярной звезде (Алтын Казык) схожи с сюжетами, распространёнными в фольклоре других тюрко-монголь- ских народов. Так, наступление холодов связывают с созвездием Улкер (Плеяды). Согласно публикуемым текстам (14, 15), Улкер управлял погодой и насылал холод. Он любил лежать на дне холодной реки до конца августа. Животные замыслили погубить это существо, когда оно спало на дне реки. Корова пыталась раздавить его, но Улкер выскользнул из-под её раздвоенного копыта и поднялся на небо, где превратился в созвездие. Считается, что с тех пор зимы стали холод­ ными, а по звёздам можно определять погоду (текст 14). В этих рассказах по-своему объясняется количество звёзд и по­ рядок их расположения. Например, в созвездии под названием Плея­ ды было семь звёзд, в Большой Медведице — шесть. Большая Мед­ ведица выкрала у Плеяд одну звезду, поэтому, когда созвездие Плея­ ды движется вперёд, оно идёт за Большой Медведицей (текст 12). Согласно другим зафиксированным в фольклоре алтайцев пред­ ставлениям, три самые яркие звезды Ориона (Уч Мыйгак) — это три маралухи, которые, спасаясь от охотника по имени Кёгютей, вознеслись на небо. Сам охотник, истреблявший животных, пустил в них стрелы и тоже поднялся в небо. Преследуя трёх маралух в небе, он вместе с ними и со своими тремя собаками превратился в одну из звёзд созвездия Орион (тексты 16, 17). Звёзды Большой Медведи­ цы (Jети-Каан) — это семь братьев, сыновья хана, которых Кудай забрал на небо из-за их лени (текст 11). Сюжет о том, как Месяц, договорившись с Солнцем, забирает Дьелбегена (Jелбеген / Елбеген) к себе и таким образом избавляет людей от мифического чудовища, распространён не только у алтайцев, но и у других народов Сибири: тувинцев, хакасов, шорцев. Специфи­ ка сюжетных типов алтайских сказок и сказаний о чудовище Дьел- бегене подробно рассмотрена в монографии Т.М. Садаловой [2003, с. 38—101]. В кеп-куучындар Дьелбеген представляется пожирателем людей (тексты 19—22), в сказках и сказаниях — комическим персо­ нажем. В варианте, записанном В.В. Радловым, сообщается, что когда Дьелбеген «пожирает луну», то Ульген «всякий раз заставляет его ис­ торгнуть её из себя обратно». Дьелбеген «нападает на звёзды и отку­ сывает от них кусочки, а потом выплёвывает их на землю» [Радлов, 1989, с. 220]. В других вариантах присутствуют отличительные детали: чудовище Дьелбеген уносит на небо черёмуху (вар. 1, 5, 6, 8 текс­ та 20), куст (вар. 3 того же текста), железный тополь (вар. 7 того

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2