Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)
Согласно кеп-куучындар, земля после потопа ( jайык ) пережива ет второй период своего существования. В легенде «Потоп» («Шайык», текст 23), Ульген — один из семи братьев, который знал о том, что случится потоп, т.е. он является главным персонажем (ср. с Ноем). Как и Ной, он строит ковчег и спасает животных. К известному сюжету о ковчеге Ноя присоединяются сюжет из буддийской легенды о состязании божеств за первенство в творении, сюжет о сотворении Ульгеном после потопа первых людей и собаки, которая остаётся сторожить их, когда Ульген отправляется на поиски души для них (бл. 2 текста 10). Интересна легенда о том, почему вымер мамонт (буквально он именуется дьаан — «большой зверь»; текст 24): он опрометчиво понадеялся на свою силу, плавая в воде. В другом тексте (25) тема потопа связана со сказочным сюжетом о животных, которые после катаклизма вошли в 12-летний календарный цикл и дали названия годам. С потопом также связывают появление тех или иных гор и даже некоторых алтайских родов, произошедших от Ноя (тексты 26, 27, 32). Тексты «Потоп» («Чайык», 26), «Плот на [горе] Дьал-Менкю» («Jал-Мöҥкÿде сал», 29), «Священная гора» («Ыйык», 31) отражают веру людей в то, что потоп имел место в прошлом. В доказательст во этого приводятся сведения об «обнаруженных» в горах Алтая обломках плота Ноя. Интересно, что достоверность событий подчёр кивается личным участием рассказчиков, поскольку повествование ведётся от первого лица (я / мы видел(и) там, люди говорят). Христианскую идею о манне небесной, заимствованную народами Сибири, можно усмотреть и в тексте «Пища, данная Кудаем» («Кудай берген курсак»), где говорится о том, что до грехопадения Кудай в изобилии давал людям растительную пищу (вар. 1, 2 текста 5). Кудай перестаёт сеять муку для людей с неба на землю из-за проступка одной женщины, которая вытерла хлебом зад своего ребенка. В дру гом тексте Кудай, обидевшись на людей, говорит им, что они долж ны жить своим трудом, и забирает зёрна ячменя (текст 5). Собака же выпросила для человека немного ячменя, поэтому она имеет пра во на хлеб (текст 5; вар. 2, 3 текста 5). Кеп-куучындар утверждают, что солнце и луну создал кудай Уль ген. Борьба за солнце и луну между Ульгеном и Эрликом отражена в тексте «Эрлик и Кудай» («Эрлик ле Кудай», 10). Сюжеты космого нических рассказов алтайцев о светилах — Луне (Ай) и Солнце (Кун), о созвездиях Большая Медведица (Дьети-Каан), Орион (Уч Мыйгак),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2