Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)
В первом тексте «Сотворение земли» («Jердиҥ бÿткени»), запи санном В.В. Радловым, мифологический сюжет о сотворении земли двумя птицами-гусями, называемыми именами верховных божеств — Эрлик и Кудай (Ульген), включает в себя мотивы христианской ле генды о сотворении первых людей — мужчины и женщины, о змее- искусителе, который соблазняет людей плодом, сорванным с дерева. Первых людей зовут Тёрёнёй (от тöрö — «рожать») и Эдьий (от эjе — «сестра»). Кроме этих персонажей в тексте присутствуют небожители, из вестные как буддийские божества, которые выступают в роли помощ ников Кудая: Май-Тере (Майдере), Мангды-Шире, Шал-Дьиме, Дьак- пара, Бодо-Сунку. Образ Май-Тере восходит к буддийскому божеству Майтрее, который является единственным бодхисаттвой, признавае мым всеми буддистами. В тексте В.В. Радлова Май-Тере первоначально был человеком, которого сотворил бог. Он культурный предок, давший алтайцам знания и навыки в области земледелия, огородничества, ры боловства (см. бл. 12 текста 1). Именем Мангды-Шире назван, скорее всего, бодхисаттва Манджушри. Мангды-Шире сначала был человеком, созданным кудаем Ульгеном. Он с помощью чудесного копья низверг Эрлика под землю (бл. 15 текста 1). В результате этой борьбы было разрушено изначальное небо, осколки которого упали на землю и превратились в невидимых духов-хозяев Среднего мира (ээзм). Так объясняется появление духов-хозяев в мире людей. Во втором тексте «Сотворение земли и человека» («Jердиҥ ле кижиниҥ бÿткени») к сюжету о сотворении земли присоединяется сюжет о сотворении из глины мужчины и женщины, а такж е соба ки для того, чтобы она сторожила этих людей, о поиске Ульгеном живительной силы для них. Если в роли демиургов в первых двух текстах выступают Ульген и Эрлик, то в последующих (тексты 3, 6, 9) действуют Юч-Курбу- станы (Бурканы) и Эрлик. В основе кеп-куучындар «Как образовалась земля-мох» («Jер-jеҥестиҥ канайда бÿткени», текст 3), помимо сю жета о добывании земли со дна океана, лежит сюжет буддийской легенды о состязании четырёх божеств: братьев Юч-Курбустанов (букв. «Три Курбустана») и Эрлика. Братья путём спора, у кого в чашке первым вырастет цветок, выясняют, кто из них станет верховным божеством. Этот сюжет встречается у монголов и урянхайцев, о чём свидетельствуют легенды о Бурхыне-бакши, записанные Г.Н. Потани ным в Монголии [Потанин, 1883, с. 268].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2