Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

Соединение мифологического вымысла (нереального) с историче­ ской конкретикой (реальностью) в содержании кеп-куучындар сви­ детельствует о синкретизме последних. Например, сюжеты заимство­ ванных христианских или буддийских легенд часто обрамляются ми­ фологическими мотивами и сюжетами. Мифологический сюжет о чудовище Дьелбегене присоединяется к топонимическим преданиям; для исторических преданий характерны сказочные и мифологические мотивы и сюжеты. Кеп-куучындар алтайцев разнообразны, в связи с этим все пуб­ ликуемые в томе тексты сгруппированы в следующие тематические разделы: — о сотворении земли и человека ( jе р д и к хе киж иник бÿткени керегинде ) (тексты 1—10); — о звёздах, луне, солнце ( jылдыстар , ай, кун керегинде) (тек­ сты 11—22); — о потопе ( чайык керегинде) (тексты 23—32); — о последнем веке ( калганчы чак керегинде) (тексты 33—35); — о животных ( тындухар керегинде) (тексты 36—64); — о значимых предметах ( учурлу немелер керегинде) (тек­ сты 65—70); — о духах-хозяевах гор, рек ( т уухарды к х а суухарды к ээхери керегинде) (тексты 71—83); — о духах Нижнего мира ( Ахдындагы jе р д и к ээхери керегинде) (тексты 84—100); — о топонимах ( jер хердик аттары керегинде) (тексты 101— 116); — о родах ( сööктöр керегинде) (тексты 117—132); — о шаманах ( камдар керегинде) (тексты 133—142); — об истории ( т ÿÿки керегинде) (тексты 143—156). Кеп-куучындар о сотворении земли и человека ( jе р д и к хе кижи­ н и к бÿткени керегинде , тексты 1—10) уникальны, поскольку они в настоящее время широко не бытуют. Пять текстов из публикуемых (1—4, 7) представляют собой контаминацию сюжета о добывании двумя птицами-демиургами земли со дна океана с сюжетами, заим­ ствованными из христианских и буддийских легенд. На урало-алтай­ ское происхождение этого мифологического сюжета указывали A.Н. Веселовский, Н.И. Коробка, А.М. Золотарёв, В.В. Напольских, B.C. Кузнецова (см.: [Кузнецова, 1998, с. 56—57]).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2