Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

мить, дьурт держать. Иркитов надо растить. Хоть я и девушка, а ты мужчина, наши силы равны. Я пойду», — сказала. 2 Стали бороться. Казах прибыл в белой одежде, алтайский батыр в овчинном тоне пошёл, говорят. Стали бороться. Тот казахский батыр узнал женщину. Женщина и мужчина могут ли быть одинаковыми?! Казах: «Как я дам себя победить этой женщине?» — подумал. Борясь, ту девушку свалил. Женщина этому казахскому батыру ребро сломала. Победила девушка. — Ну, за победу что возьмёшь? — Ну что мне надо? Мне нужна хорошая земля, на которой жил бы мой народ. — Твой народ сколько будет расти, до какого места будет расти? — так спросил [казахский батыр]. — Сделай отметку, оставь [след], — сказал. Молодая женщина тогда на тот камень наступила, говорят. Название этой местности теперь Тадышок*. 112. АБУУМ ПООМ Был каан, ездящий на вороном коне, тот каан свою дочь замуж выдал. Мать девушки спросила у каана, ездящего на во­ роном коне: «Во что одеть дочь?». Каан сказал: «Во что одеть? В девять слоёв шёлка оденьте», — сказал. Вот в девять слоёв шёлка её одели. Человек тот взял девушку [в жёны], затем, взяв её, поехал, когда вёз, было очень, очень холодно. Когда было холодно, девушка сказала: «Абуум»*. Так сказав, с лошади упала, умерла. Раскопав землю, её тело похоронили. Батыры камень, подняв, принесли, сверху поставили*. После об этом появился рассказ, теперь все люди [это место] Абуум Поом называют. 113. ДОЛИНА, НАЗВАННАЯ ИМЕНЕМ ВЕРБЛЮДА 1 Раньше, когда разруха, война была, алтайскому народу в трудное время пришлось жить. Плохое, голодное время было. Во время этой войны в местность под названием Ташту-Кечю из других стран пришло очень много народа, говорят. Много, очень много народа, из своей страны убегая, на Алтай переко­ чевало, свой скот-птицу гоня. Но горы Алтая высокие, крутые. Народ его тоже в голоде, мучениях, нищете жил. Хоть и так,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2