Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)
4 Высочайшие Луна-Солнце, Шестиугольный чистый Алтай!* Дух-покровитель, почитаемый родом тодош, — Бай-Улген, Святая гора наша, благословения прося, обращаемся! Светло-игреневую кобылу в жертву принося, Белым молоком её умыли, Можжевельником окурили, Гриву-хвост распрямив, Ленту - дьалама привязали. 5 Ствол белой берёзы обогнув, Алтаю нашему поклонились, Святого благословения просим! Пусть народ наш мирно живёт, Пусть золотые души* наши бодрыми будут! Пусть к нашему скоту скот прибавится, Пусть к нашему народу народ прибавится. Пусть наш медный таган не накренится, Пусть наш горящий огонь не остынет. Белую-светлую жизнь* нам дайте, Благословение-благо нам дайте! 6 Алтаю помолившись, все дела сделав, в свои жилища вер нулись. Бодьоты и все остальные мирно-спокойно стали жить. Но жертвенные животные Бодьоты каждый год весной, отощав, ста ли умирать. Лучшего шамана вызвав, [Бодьоты его] заставил шаманить. Проповедников белой веры, умеющих благословлять Алтай, собрав, заставил молиться. Жертвенные животные стали умирать. Тёбёти-шамана заставили шаманить, он ночами-днями в течение трёх дней шаманил. Пошаманив-пошаманив, наконец сказал: «В середину земли Тёрбёлдьика на четыре слоя я спус тился, в Верхний мир Юрбюлдьика на три слоя я поднялся*. Тёмный Нижний мир шесть раз объездив, я пошаманил. На твоих жертвенных животных, оказывается, алмыс ездит, — ска зал. — С камней клей-смолу принесите», — сказал. Он затем, клей-смолу отыскав, жертвенное животное поймав, всю его спи ну клеем обмазав, выпустил. 7 После того как прошло семь дней, когда утром светало, пойдя [туда], смотрят: на игреневой кобыле семь прожорливых алмысов, прилипшие своими задницами к лошади, сидят. Иг реневой кобыле нет мочи идти, она лишь кое-как ходила.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2