Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

По народной терминологии, все устные рассказы алтайцев неска­ зочного характера — мифологические рассказы, легенды, предания — называются кеп-куучындар, что буквально означает «старинные рас­ сказы». Слово куучын заимствовано из монгольского языка — х у уч и н (бурят, хууш ан ), изначально оно имеет значение «старый, старинный, древний» [МРС, 1937, с. 153; БМРС, 1951, с. 598]. Рассказчики отно­ сятся к кеп-куучындар как к достоверным сообщениям (андый бол- гон — «так было»), которые повествуют о событиях, происходивших в давнем мифическом или недавнем историческом времени. Они объ­ ясняют устройство окружающего мира, существование всего живого на земле, появление тех или иных культурных предметов, и пр. Несказочная проза отражает архаические мифологические и ре­ лигиозные представления алтайцев об окружающем мире, природной и социальной действительности. По определению Е.М. Мелетинского, миф — это «связная интерпретация процессов мира, организующая восприятие их человеком в условиях отсутствия абстрактных понятий. Её основная функция — объяснить существующий в обществе поря­ док и устройство Вселенной» [2004, с. 24]. Многие мифологические представления складывались на основе анимистических верований и шаманизма, а также в результате осмысления различных культурно­ исторических контактов этноса с другими народами. На Алтае ша­ манизм существовал наряду с мировыми религиями — христианством и буддизмом (в бурханистской форме), которые оказали большое влия­ ние на формирование религиозно-мифологических представлений тюр­ ков Алтая. «Появление буддийского пласта в культуре алтайцев, — пи­ шет историк Г.А. Самаев, — вызвано не только простым соприкос­ новением, но и официальным принятием теленгитской знатью лама­ изма в период пребывания алтайцев в составе Джунгарии» [1991, с. 46]. Об этом свидетельствуют, уточняет исследователь, сведения о существовании в границах расселения алтай-теленгитов в XVII— XVIII вв. буддийских часовен и монастырей, а также легенды о мас­ совом физическом уничтожении алтайских шаманов в «джунгарское время» [Там же, с. 46]. По мнению известного этнографа А.М. Сагалаева (1953—2002), контакты тюрков Алтая с буддийским миром не были длительными и интенсивными, и в силу ряда причин алтайцы не вошли в меж эт­ ническую конфессиональную общность ламаистов. Тем не менее их мировоззрение подверглось в разное время влиянию буддизма и позд­ нейшего ламаизма. Помимо буддизма алтайцы и их этнические пред

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2