Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

73. ДУХ-ХОЗЯЙКА РЕКИ Рано утром, солнце только всходило, когда она мне повстре­ чалась. Сидит на камне чёрная женщина с длинными волосами, голову моет водой, тряся головой, моет. Чтобы её рассмотреть, мол, что за женщина, я подполз на коленях, но она исчезла. Испугавшись, я тоже убежал, бегом до дома добрался. Рассказал, что там такое видел. Отец с матерью говорят, что это была дух- хозяйка реки. 74. ДУХ-ХОЗЯЙКА РЕКИ Дух-хозяйка реки, как увидит человека, с моста прыгнув, в воду падает. В глубину воды падает. Волосы её по поверхности воды распускаются. Она же сама, руки раскинув, на воду ло­ жится. Затем немного отплывает. После этого исчезает. Дух-хо- зяйка реки над водой постоянно появляется. Человеку показы­ вается. И взрослым людям, и маленьким детям. Если учует пло­ хое, тоже появляется. Человек, [увидев её,] может даже умереть. Чаще всего этого не случается. Человек не умирает. 75. ПУС-ГОРА Горы Пус-таг и Адалык рядом стояли. Пус-таг был с деревь­ ями, белкой. Адалык — с гладкими скалами, белок у неё не было. Адалык [-горе] Пус-таг: «Ты вшивая», — сказав, швырнула её, Пус-таг на землю Шории упала и теперь там стоит. На мес­ те Пус-таг озеро появилось. 76. КЕЗИЙ-ГОРА Гора Кезий — зять горы Пус. «Ты плохо живёшь с моей дочерью», — так сказав, гора Пус как ударит гору Кезий ладонью, так что на горе Кезий, куда попала ладонь, трещина появилась. И теперь посередине горы Кезий есть трещина. 77. АБЫРГАН И ЧЫЛКАЙ 1 Раньше это было. Больших змей много было. В старину боль­ шие змеи боролись. Чтобы бороться, собрание устроили. Змеи нашего Чылкая* и змеи Абыргана*. Наши змеи пришли, сказа-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2